Публикации Учебно-исследовательский проект как инструмент воспитания личности ребенка в рамках реализации требований обновленных ФГОС НОО (естественнонаучное направление)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Учебно-исследовательский проект как инструмент воспитания личности ребенка в рамках реализации требований обновленных ФГОС НОО (естественнонаучное направление)
Автор: Лавор Ирина Владимировна

Учебно-исследовательский проект как инструмент воспитания личности ребенка в рамках реализации требований обновленных ФГОС НОО (естественнонаучное направление)И.В. Лавор, учитель химии МБОУ СОШ №6 г. СаяногорскЛ.А. Костюкова, учитель биологии МБОУ СОШ №6 г. СаяногорскВезде исследуйте всечасно,Что есть велико и прекрасно.М.В. ЛомоносовВ настоящее время воспитание является приоритетным направлением государственной политики России в области образования [1]. Как определяет понятие воспитания федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в РФ»: воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде [2].Таким образом, современным обществом перед школой поставлена одна из главных задач – подготовить выпускника, не только обладающего определенными предметными знаниями, но и мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания для решения жизненных проблемных ситуаций на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности [3].Для решения этой задачи уже давно отошли от классического формирования знаний, умений и навыков и перешли к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность [4].Обучающиеся начальных классов с большим интересом наблюдают за тем, что происходит в окружающем мире. Находясь в процессе познания, они могут выдвигать гипотезы, порой даже фантастические и что самое удивительное находить ответы на свои вопросы. На данном этапе основной задачей учителя является не только поддержка интереса ребенка в ситуации успеха, но и возможность научить его правильному подходу к исследовательской деятельности. При стимулировании исследовательской активности и поддержке любознательности ребенок стремиться экспериментировать и самостоятельно искать истину.Таким образом, приобщение обучающихся в начальных классах к исследовательской и проектной деятельности позволяет на ранней стадии выявлять и развивать интеллектуальные и творческие способности, а также формировать умение проявлять собственную нравственную позицию и расширить социальный опыт в результате проигрывания различных ролей в процессе деятельности.В целях расширения и углубления знаний обучающихся об окружающих нас веществах, химических и биологических явлениях и процессах в школе разработана и реализована рабочая программа внеурочной деятельности «Юный биохимик» для 4 классов.Химия и биология - это интересные области знаний о внешнем и внутреннем мирах. Важно, как можно раньше пробудить в ребенке любопытство к веществам, служащим человеку сплошь и рядом. Из чего состоит вода или поваренная соль, которую мы добавляем в пищу? Что такое йод в медицинском пузырьке? Как устроен воздух, который мы не видим, не слышим, но которым дышим? Можно ли использовать подорожник при царапинах?Целью программы является развитие личности ребенка, формируя и поддерживая интерес к химии и биологии, удовлетворение познавательных запросов детей, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умения применять свои знания на практике. В программе поставлены следующие воспитательные задачи: способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам, в частности к водным и воздушным ресурсам; поощрять умение слушать товарищей, развивать интерес к познанию; воспитание экологической культуры. С целью поддержания интереса к занятиям и обеспечения доступности изучаемого материала основным методом обучения выбран эксперимент и метод наблюдения, на основании которых и реализуются учебно-исследовательские проекты.Результативность работы можно проследить по итогам:- самостоятельного выполнения краткосрочных исследований и проектов, которые реализуются в рамках занятия, например, тема проектной работы «Очистка поваренной соли загрязненной песком», где обучающиеся должны были самостоятельно предложить способ очистки на основании знаний о физических свойствах представленных веществ;- участия в конкурсах исследовательских и проектных работ;- участия в открытых уроках, например, обучающиеся приняли участие в открытом занятии внеурочной деятельности, которое прошло в рамках единой муниципальной методической недели учителей начальных классов с темой «Тайна третьего агрегатного состояния», где обучающиеся познакомились с понятием «агрегатное состояние», разобрались какие виды агрегатных состояний бывают и изготовили «лавовую» лампу своими руками.Следует отметить, что обучающиеся самостоятельно предлагают свою форму защиты, тем самым, проявляя и развивая своё творчество, и делают это с удовольствием.С точки зрения обучающегося учебно-исследовательский проект это, в первую очередь, уникальная возможность делать что-то интересное самостоятельно, своими руками, в группе или индивидуально, максимально используя свои возможности, а также возможность проявить себя, попробовав свои силы, приложив свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Ведь все учебно-исследовательские проекты, которые создаются обучающимися самостоятельно, являются их маленькими победами, так как в них были вложены идеи, задумки и творческий потенциал. Обучающиеся с удовольствием вовлекаются в этот интересный процесс, начиная с планирования деятельности и заканчивая итоговым результатом.В заключении можно отметить, что реализация учебно-исследовательских проектов на занятиях дает ответ на следующие вопросы «Что нужно сделать для того, чтобы учебно-исследовательский проект стал воспитывающим? Какие условия для этого необходимы?»Во-первых, проект тогда становятся воспитывающим, когда он интересен обучающимся, когда дети активно и с интересом включаются в организованную учителем деятельность. Во-вторых, когда он побуждают обучающихся задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах. В-третьих, когда для организации познавательной деятельности используются различные инновационные формы работы.
  • 3.4. Кулик Е.Н. Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе:https://открытыйурокф/статьи/565054/
    -