Публикации Компетенции современного учителя математики

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Компетенции современного учителя математики
Автор: Костенко Нелли Романовна

«Компетенции современного учителя математики»Понятие «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход» активно входят в научный и обыденный оборот, характеризуя соответствующий уровень профессиональной квалификации специалиста. Присоединение России к Болонскому процессу связано с формированием единого европейского образовательного пространства, повышением качества подготовки специалистов. Компетентность выступает как идея, как эталон качественной подготовки специалиста. Ядром компетентности является ориентация специалиста в профессиональных ценностях. В условиях усложнения задач, стоящих перед школой, повышаются требования к учителю, его профессионализму и личностным качествам. В последнее время общепринятой характеристикой профессиональной деятельности учителя становится профессиональная компетентность – характеристика, отражающая не только профессиональные знания, но и умения опираться на них в своей профессиональной деятельности, отношение учителя к учащимся и личностные качества. В период реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования особое внимание уделяется совершенствованию профессиональной компетентности учителя среднего звена, в частности учителя математики.Для начала стоит рассмотреть ФГОС уровня высшего образования бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 педагогическое образование. В части «Требования к результатам освоения программы бакалавриата» отмечено, что1) в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции;2) выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции;способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве;способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;способностью к самоорганизации и самообразованию;способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности;готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность;способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.3) выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса;готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования;владением основами профессиональной этики и речевой культуры;готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся.4) выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:педагогическая деятельность:
  • готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
  • способностью использовать современные методы и технологии об чения и диагностики;
  • способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
  • способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
  • способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
  • готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса;
  • способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности;
  • проектная деятельность:
  • способностью проектировать образовательные программы;
  • способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся;
  • способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития;
  • исследовательская деятельность:
  • готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования;
  • способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся;
  • культурно-просветительская деятельность:
  • способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп;
  • способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы.
  • Таким образом можно сделать следующие выводы:1) учитель математики должен обладать общекультурными компетенциями;2) учитель математики должен обладать общепрофессиональными компетенциями, которые представлены в виде;3) учитель математики должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности таким как:а) педагогическая деятельность;б) проектная деятельность;в) исследовательская деятельность;г) культурно-просветительская деятельность .Джавен выделял следующие виды компетентности: 1. Тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели. 2. Тенденция контролировать свою деятельность. 3. Вовлечение эмоций в процесс деятельности. 4. Готовность и способность обучаться самостоятельно. 5. Поиск и использование обратной связи.6. Уверенность в себе.7. Самоконтроль. 8. Адаптивность, отсутствие чувства беспомощности.9. Склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию. 10. Внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей. 11. Самостоятельность мышления, оригинальность. 12. Критическое мышление.13. Готовность решать сложные вопросы.14. Готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство. 15. Исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих). 16. Готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск. 17. Отсутствие фатализма.18. Готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели. 19. Знание того, как использовать инновации. 20. Уверенность в благожелательном отношении общества к инновациям. 21. Установка на взаимный выигрыш и широта перспективы. 22. Настойчивость. 23. Использование ресурсов. 24. Доверие. 25. Отношение к правилам как указателям желательных способов поведения. 26. Способность принимать правильные решения. 27. Персональная ответственность. 28. Способность к совместной работе ради достижения цели. 29. Способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели. 30. Способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят. 31. Стремление к субъективной оценке личностного потенциала сотрудников. 32. Готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения. 33. Способность разрешать конфликты и смягчать разногласия. 34. Способность эффективно работать в качестве подчиненного. 35. Терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих. 36. Понимание плюралистической политики. 37. Готовность заниматься организационным и общественным планированием. Подводя итоги, современный учитель должен обладать следующими компетенциями: 1. Предметная компетенция (знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета).2. Общепедагогическая компетенция (теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности).3. Профессионально-коммуникативная компетенция (практическое владение приемами эффективного общения).4. Управленческая компетенция: владения управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты).5. Компетенция в сфере инновационной деятельности (умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент).6. Рефлексивная компетенция (умение обобщить свою работу) .7. Информационно-коммуникативная компетенция .
    -