Публикации Сюжетно-ролевые игры как инструмент гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста: опытно-экспериментальное исследование.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сюжетно-ролевые игры как инструмент гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста: опытно-экспериментальное исследование.
Автор: Луконина Алина Андреевна

Сюжетно-ролевые игры как инструмент гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста: опытно-экспериментальное исследование.Эффективному формированию гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста содействуют сюжетно-ролевые игры, в которых познавательная деятельность и игра сочетаются. Однако, в педагогическом процессе дошкольных образовательных организаций, по-прежнему, преобладает «бесполый» подход в воспитании мальчиков и девочек, что не способствует эффективному решению задачи полоролевой социализации подрастающего поколения, подготовки к выполнению половых социальных ролей. Теоретическое изучение вопроса использования игры в гендерном воспитании дошкольников поставило нас перед необходимостью проведения опытно-экспериментальной работы. В исследование приняли участие 26 детей старшей группы, возраст детей от 5 до 6 лет. Опытно-экспериментальная работа состояла из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.Для выявления уровня гендерных представлений нами использовались следующие методики: интервьюирование детей (разработано В.Е.Каганом), анализ предметно-игровой среды в старшей группе детского сада, наблюдение за самостоятельной   игровой деятельностью детей (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).Проведенный нами анализ предметно-пространственной среды обнаружил ряд недочетов, касающихся реализации гендерного подхода в воспитании мальчиков и девочек в старшей группе дошкольной образовательной организации. Игровая среда не содержала в себе достаточное количество игр и игрушек, специальных уголков для игр по гендерному признаку. Пространство игровой комнаты не разделено для отдельных игр мальчиков и девочек, нет места, где ребенок мог бы уединиться для индивидуальной игры.В процессе интервьюирования детей (разработано В.Е.Каганом) было установлено, что высокий уровень развитости гендерных представлений наблюдается у 15% детей, средний уровень – у 27% человек, низкий уровень проявился у большинства детей группы 58% человек. Наблюдение за самостоятельной игрой мальчиков и девочек, показало, что гендерные особенности в игровой деятельности проявляются, но в недостаточной степени, особенно низок уровень их проявления у мальчиков. Мальчики и девочки эпизодически выбирают совместную тему игры, но чаще принимают тему девочек-лидеров, либо взрослого. В играх проявляют негативное отношение к представителям противоположного пола. Поэтому необходима целенаправленная работа по развитию сюжетно-ролевой игры, обогащению ее интересными сюжетами, организации среды, которая будет способствовать развитию игровых сюжетов, продолжать проводить целенаправленную работу с детьми, а также с педагогами и родителями для успешной гендерной социализации дошкольника. На формирующем этапе эксперимента акцент в работе был сделан на реализацию плана действий, который мы начали с изменения предметно-пространственной развивающей среды в группе с позиции гендерного подхода. Для реализации гендерного подхода к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды принимались во внимание интересы мальчиков и девочек, подбирались необходимые атрибуты для полоролевых игр. Были созданы уголки игрового пространство для мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака. Для мальчиков была организована универсальная “водительская” зона, она представлена штурвалом и рулем на подставке. Для девочек уголок, где были дополнены атрибуты для девочек.Для мальчиков и девочек были изготовлены маркеры игрового пространства: дикие и домашние животные, больница, парикмахерская, пожарная охрана. Пространство организовывалось таким образом, чтобы дети перемещались свободно, могли одновременно играть несколькими группами, а также играть индивидуально. Так же привлекались родители к оформлению игровых зон. Совместно с родителями изготавливали игровой материал. Родители вместе с детьми ремонтировали и обновляли игрушки.Для развития игровых умений и повышения интереса к игровой деятельности у детей, была проведена работа по организации игровой среды, для развития сюжетов игр. Были созданы наряды и аксессуары для передачи образа героя, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Так же с целью повышения интереса к игровой деятельности дошкольников мы использовали игровые ролевые ситуации: «Семейный праздник», «Туристическое агентство», «Дочки-матери» и др. Таким образом, при использовании игровых ситуаций появилось разнообразие сюжетов игр, дети стали активны в ролевом диалоге. Кроме того, наблюдение за играми детей показало положительную динамику. Иры мальчиков и девочек стали более разнообразными, насыщенными. Мальчики и девочки стали чаще играть в совместные игры.Повторная диагностика, проведенная на контрольном этапе эксперимента, выявила существенную динамику в уровнях сформированности гендерных представлений детей старшего дошкольного возраста. По методике интервьюирования было установлено, что высокий уровень сформированности гендерных представлений повысился: высокий уровень составил – 65%, средний-35%, низкий исчез совсем. В результате проделанной работы было отмечено положительное влияние на детей предметно-пространственной среды, ее наполнения. Специально созданная окружающая обстановка выступила фактором гендерного воспитания, а разнообразные игры способствовали усвоению ролей мужчины и женщины в обществе. Таким образом, проведенная нами работа по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх, оказалась эффективной. Библиографический список:1.Деркунская, В.А., Харчевникова, А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет: Учебно-методическое пособие / В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова. – М.: Центр педагогического образования, 2012. 2.Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре./Под ред. Маркова Т. А. – М.: Просвещение, 2002.3.Щетинина, А.М., Иванова, О.И., Полоролевое развитие детей 5-7 /А.М.Щетинина, О.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с..
-