Публикации
ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ- СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ- СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ.
Автор: Инна Викторовна Бухонова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ- СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ.
Автор: Инна Викторовна Бухонова
ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ- СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ.И.В. Бухонова Проблема чтения у подрастающего поколения стоит сегодня особенно остро. Современного ребенка притягивают телефоны, компьютеры, они легкодоступны и несложны в использовании. Всего за несколько минут можно занять себя чем-нибудь: поиграть в компьютерные игры, пообщаться в сети. Над книгой же нужно потрудиться. Это далеко не легкое занятие. Все существующие проблемы сводятся к одному: как сформировать у ребенка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе. В этой статье мы предлагаем одно из решений этой проблемы в школе, посредством включения младших школьников в изобразительную деятельность на уроках чтения и рисования. Использование ресурсов изобразительного искусства в воспитании младших школьников способствует формированию у них отношения к миру в единстве чувства и мысли, а также воспитанию свободной, творческой, ответственной личности в целом, которая способна сопереживать другому человеку, другой нации, быть сопричастной природе и обществу. Изучая проблемы чтения у детей, педагоги начальных классов и педагоги изобразительного искусства нашей школы пришли к интересному решению - объединить чтение и рисование. Это разные, но очень необходимые занятия в жизни каждого ребенка. Иллюстрирование является мощным средством развития личности младшего школьника. Уроки иллюстрирования способствуют развитию творческой фантазии детей, их нравственному и эстетическому воспитанию, открывают широкие возможности для самовыражения личности. Младшие школьники живо воспринимают прочитанные события, получают первые представления о добрых и злых поступках, о добрых и злых героях. Изображение прочитанных сюжетов на бумаге позволяет учащимся проявлять художественно-творческую активность и применять на практике знания и умения, полученные на уроках рисования, а также содержит богатые возможности для осуществления межпредметных связей, для развития эмоционально-эстетического отношения к процессу иллюстрирования, к рисункам, к действительности. Основной целью таких занятий является развитие у детей постоянного интереса к книгам. Наши педагоги стараются развивать у учеников широкий кругозор и творческое мышление. Школьники начальных классов учатся видеть красоту мира, владеть навыками рисования и учатся достойно оценивать произведения искусства. Для младшего школьника такая деятельность не только интересная и увлекательная, но и полезная. Развивается весь организм: глаза, руки, осязание, мышление. Простота и доступность рисования делает ребенка независимым от взрослого. Для ученика его рисунки являются важным этапом проявления собственного творчества, фантазии. Особенно интересно видеть в картинах ребят авторское прочтение произведений. Таким образом, юные художники становятся оформителями и иллюстраторами. Главная задача каждого урока - сформировать у учеников умение выделить из прочитанного произведения интересные детали и передать их в рисунке, показать их в цвете, выражая свои эмоции, подчеркнуть важность того или иного, передавая размер изображения. Рисование на уроках чтения приводит к тому, что в учебном процессе используются естественные наклонности детей к рисованию. Сам этот вид деятельности согласуется с природой изучаемого предмета – чтения, ведь надо суметь представить картины, нарисованные автором, вообразить живых, реальных героев, окружающий мир. В нашей практике часто проводим интегрированные или спаренные уроки (урок рисования следует сразу за уроком чтения). Тогда возможно работать так: после прочтения рассказа на уроке чтения учащимся предлагается сделать к нему рисунки на уроке рисования. Учитель изобразительного искусства применяет разные приёмы организации деятельности: а) рисует на доске героев рассказа, их действия, а ученики делают зарисовки в альбомах. Во время рисования учитель спрашивает детей: «Кого рисуем? Что делает герой?» б) устно задаёт ученикам вопросы типа: « Кто главный герой рассказа? Каким вы его представляете? Что было сначала? Что было потом?» Учащиеся отвечают. Учитель пишет ответы на доске. Ученики зарисовывают содержание по ответам и подписывают рисунки. в) пишет на доске два-три вопроса по тексту. Ученики отвечают на них устно. Учитель предлагает им зарисовать ответы. При выполнении работы разрешается пользоваться книгой.г) выписывает из текста два-три основных по содержанию предложения (описание внешности героя, места действия, события) и предлагает учащимся зарисовать их. После иллюстрирования рекомендуется повторное прочтение текста. Желательно провести выставку работ учащихся на доске. Учитель переходит к обсуждению рисунков. Ученики, рассматривая и оценивая иллюстрации, приобретают умение анализировать, сравнивать, давать объяснения, убеждать, обращаться с вопросом. Благодаря такой активной мыслительной деятельности младшие школьники могут сознательно усвоить нужные знания и умения. В иллюстрировании содержания прочитанного учитель получает не только сильного помощника для обучения учащихся чтению, но и действенное средство приобщения учащихся к чтению. И еще одно наблюдение. Особый интерес у детей вызывает иллюстрирование сказок. Ребята любят сказки, готовы слушать их бесконечно. Сказки будят детскую фантазию. У каждого ребенка есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение нарисовать картинки к сказкам всегда вызывает у детей положительные эмоции, побуждает к творчеству. Рисование по сюжетам сказок необходимо разнообразить. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приёмы работы на уроках, а также изобразительные материалы, с которыми действуют школьники, тем полнее и ярче станут развиваться их способности, тем легче будет протекать процесс обучения и приобщения учащихся к миру книг. Сегодня почти треть жителей не читает книг, что влечет за собой снижение уровня грамотности населения, потерю интереса к литературе. Дети и подростки оказываются самыми уязвимыми в этой ситуации, растут духовно и интеллектуально не развитыми, малограмотными. Ключевые компетенции младших школьников включают в себя, в том числе, и умение бегло читать и хорошо понимать текст. Для дальнейшей успешной школьной жизни и обучения необходимо быть включенными в социум, необходимо уметь общаться со сверстниками, уметь понимать их, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы. А значит надо много и плодотворно читать, читать хорошие книги. Этому должны способствовать учителя различных учебных предметов, разрабатывая новые методики и внедряя их на своих уроках. ЛитератураВыготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 300 с. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие. М.: Академия, 2000. 272 с. Езикеева В.А. Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1973. 115 с. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1998. 180 с. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М.: Педагогическое общество России, 2005. 176 с. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 1998. 208 с. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 1992. 196 с. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1996. 160 с.
