Публикации статья "УРОВЕНЬ СФОМИРОВАННОСТИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: статья "УРОВЕНЬ СФОМИРОВАННОСТИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор: Седова Дарья Владимировна

УРОВЕНЬ СФОМИРОВАННОСТИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Актуальность данного исследования обусловлена проблемой недостаточного внимания к формированию у дошкольников с общим недоразвитием речи просодических компонентов. Впоследствии успешное развитие просодики у детей может стать предпосылкой для успешного овладения программой русского языка в школе, сможет предупредить появление нарушений письменной речи и будет способствовать становлению коммуникативных навыков ребёнка и успешной социализации в обществе.В настоящее время понятия просодика широко распространено и имеет различное толкование. Так, к примеру, Е.Ф. Архипова определяла просодику как совокупность ритмико-интонационных свойств речи [2].По мнению Т.А. Датешидзе, составными элементами просодической стороны речи являются интонация, голос, речевое дыхание, темп, ритмические характеристики, логическое ударение, тембровая окраска, мелодика, паузы речи [3, с. 64]. Просодические компоненты связывают слова в высказывании, отграничивают одно высказывание от другого, разграничивают слова и словосочетания внутри высказывания. Они объединяют высказывания в единый текст и отделяют один текст от другого. Ритм – это компонент просодики, необходимый для синтаксической и семантической организации высказывания. Темп характеризуется как скорость произнесения речевых элементов (слогов, слов, высказываний). Определяется темп количеством элементов, произносимых в единицу времени. Для изучения уровня сформированности интонации было проведено обследование, в котором приняли участие 2 группы дошкольников в возрасте 5- 6 лет, по 12 человек в каждой, посещающих МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 74» г. Энгельса. Первая группа детей является воспитанниками подготовительной логопедической группы, имеющими заключение: общее недоразвитие речи II и III уровня. Вторая группа детей – это обучающиеся массовой группы, не имеющие речевых нарушений и ранее не посещавшие коррекционные логопедические занятия. Сбор данных осуществлялся на протяжении 1,5 месяцев, дважды в неделю – в дообеденное время (после завершения утренних занятий в группе) и вечерние часы (сразу после тихого часа). Обследование проходило индивидуально с каждым ребёнком. На каждого ребёнка была составлена индивидуальная анкета, представленная в форме таблицы, в которой отмечались результаты выполнения каждого из заданий. Диагностика интонации проходила в несколько этапов, каждый из которых занимал от 10 до 20 минут, в зависимости от количества предлагаемых заданий, а также от уровня речевого развития, устойчивости внимания и усидчивости ребёнка. В указанный промежуток времени также проводилась динамическая пауза, либо ребёнку давалась возможность собрать разрезные картинки, чтобы переключить внимание. Перед началом диагностики проходило знакомство и установление контакта с ребенком. Экспериментатор спрашивала, как зовут ребёнка, сколько ему лет, ходит ли он на подготовку к школе, чем он там занимается, какие уроки любимые, уточняла, где нравится больше: в детском саду, или в школе, какие мультфильмы любит смотреть, какие знает сказки, затем объясняла, что мы будем делать, старалась избегать таких слов, как «заниматься», «проверять», чтобы не смутить ребёнка и не заставлять волноваться. После данного этапа переходили непосредственно к диагностике.Каждое из предлагаемых заданий адаптировалось под конкретный возраст детей – инструкции выполнения доносились в понятной форме, а выполнение проходило в игровом формате. Обследование детей логопедической группы проходило намного медленнее, чем массовой. Дети были неусидчивы, постоянно отвлекались, быстро забывали инструкции к заданиям и либо несколько раз переспрашивали, что необходимо сделать, либо отвечали наугад. Каждый из разделов включал в себя несколько упражнений. Их выполнение детьми оценивалось по балльной шкале. Для обследования интонации в двух группах дошкольников с ОНР и обучающихся в массовой группе были использована часть заданий методики Шевцовой Е.Е. и Забродиной Л.В. [6], направленных на обследование восприятия и воспроизведения темпа и ритма.Обследование восприятия ритмаДанная часть обследования включала в себя два задания.Задание 1 направлено на выявление способности ребёнка различать на слух количество изолированных ударов и соотносить их с необходимой сигнальной карточкой. Задание 2 направлено на выявление способности ребёнка различать на слух серии простых ударов и соотносить их с необходимой сигнальной карточкой. По данным обследования, наиболее успешно обе группы дошкольников справились с заданием на определение количества изолированных ударов. В следующих же заданиях, где требовалось по предложенным карточкам определить серию ударов, дошкольников с ОНР не учитывали паузы, или акцентированные удары. У дошкольников без речевых нарушений данные ошибки были единичны.Обследование воспроизведения ритмаДанная часть обследования включала в себя два задания.Задание 1 направлено на выяснение способности отражённо воспроизводить изолированные удары. Задание 2 направлено на выяснение способности отражённо воспроизводить серии простых ударов. Задание 3 направлено на выяснение способности отражённо воспроизводить серии акцентированных ударов. При обследовании способности воспроизведения ритма наибольшую трудность вызвало задание, в котором требовалось послушать и повторить серии простых ударов, без опоры на зрительное восприятие. Обе группы дошкольников не смогли в точности воспроизвести ритмический рисунок, чаще всего воспроизводили либо больше необходимого количества ударов, либо меньше, даже после нескольких повторений, а дошкольники второй группы, опирались исключительно на количество слышимых ударов, но не обращали внимания на наличие пауз. Чуть лучше с заданием 3, в котором требовалось запомнить и воспроизвести серию акцентированных ударов, без зрительной опоры, справились дошкольники, не имеющие речевых нарушений, в тоже время, у группы детей с ОНР показатели в два раза ниже. Самые высокие показатели были отмечены при выполнении задания на повторение изолированных ударов. Здесь обе группы дошкольников не испытывали трудности в выполнении и показали высокие результаты.Обследование восприятия темпа речиВ данной части обследования проводилось только задание 1, которое направлено на исследование восприятия темпа речи. По данному разделу можно сделать вывод о способности детей воспринимать темп речи и различать его между собой. В обеих группах обследуемых выявлена общая ошибка – это неверное или неуверенное различение быстрого и среднего темпа речи. Способность выделять медленный темп речи развита у дошкольников в большей степени.Обследование воспроизведения темпа речиЗадание 1 направлено на выяснение способности воспроизведения отраженного темпа речи. Задание 2 проводилось для исследования воспроизведения отраженного темпа речи. В логопедической группе ни один ребёнок не смог повторить ни одного предложения. Это связанно с тем, что задание оказалось для них недоступно – слова в предложениях достаточно сложной слоговой структуры, а сами предложения состоят из семи – двенадцати слов. Дети допускали повторы слов, их перестановку, забывали слова, либо не могли произнести некоторые из них, соответственно оценить отражённый темп речи было невозможно.В массовой группе только несколько детей не смогли повторить предложения, и, соответственно, невозможно было оценить темп их речи. Все остальные повторили предложения верно. Следовательно, можно сделать вывод о том, что у большинства дошкольников как логопедической группы, так и массовой, темп речи находится в норме.Таким образом, основываясь на данных проведённого обследования, можно сделать вывод о том, что просодическая сторона речи дошкольников с ОНР имеет целый ряд особенностей по сравнению с просодикой детей с нормой речевого развития. Так, имеется значительно отставание дошкольников с общим недоразвитием речи от дошкольников, не имеющих речевых нарушений, в уровне развития таких просодических компонентов, как ритм, темп. Также данное обследование опровергает мнение о том, что у детей, которые не имеют нарушений речи, компоненты просодической стороны находятся в норме. Например, у детей, обучающихся в массовой группе, наблюдаются проблемы с восприятием таких компонентов, как темп и ритм.У каждого конкретного ребёнка имеются как пробелы в освоении какого-либо компонента просодики, так и области, которыми он владеет в совершенстве.Все вышесказанное доказывает необходимость развития просодических компонентов речи у детей, не имеющих нарушений речи, а также проведение коррекционно-логопедической работы по развитию ритма и темпа у детей с общим недоразвитием речи.Таким образом, нарушение просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи является одним из важных направлений коррекционной работы [1], так как именно развитие просодики и её компонентов, которые осуществляют коммуникативную функцию речи, способно негативно повлиять на взаимодействие с социумом, поведение ребёнка и восприятие самого себя. Именно успешное развитие просодики у детей может стать предпосылкой для успешного овладения программы русского языка в школе, сможет предупредить появление нарушений письменной речи и будет способствовать становлению коммуникативных навыков ребёнка и успешной социализации в обществе.
-