Публикации
Проблема эстетического воспитания средствами искусства»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблема эстетического воспитания средствами искусства»
Автор: Носырева Инна Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблема эстетического воспитания средствами искусства»
Автор: Носырева Инна Васильевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМПЕДУЧЕБА «Проблема эстетического воспитания средствами искусства»Составитель:Носырева Инна ВасильевнаПедагог дополнительного образования образцового коллектива-студии «Пейзажная пластика» 2СОДЕРЖАНИЕ:Титульный лист. Введение……………………………………………………………стр. 2-3 Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей младшего школьного возраста ………………………………….стр. 4-11 - Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетического воспитания.- Восприятие произведений искусства детьми младшего школьного возраста.- Методы, средства и формы эстетического воспитания младшего школьного возраста.Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания………………………………………………………стр. 11-14 - Понятие и классификация декоративно-прикладного искусства.- Методика ознакомления с произведениями декоративно- прикладного искусства.- Детское декоративное творчество.Заключение ………………………………………..………………..стр. 15 Список литературы ………………………….……………………..стр. 16 Приложение…………………………………………………………стр. 17 ВВЕДЕНИЕ XXI век – век компьютеров, вычислительной техники и новых технологий. Мы все меньше читаем книги, слушаем классическую музыку, замечаем красоту окружающей нас природы. Современные технологии входят в жизнь не только взрослого, но и подрастающего поколения. Младший школьный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. В этом возрасте у детей активизируется мышление, развивается познавательный интерес и любознательность. Целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка. Эстетическое воспитание - одно из средств всестороннего развития личности, этот период общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Использование в эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект. Значительное внимание вопросу эстетического воспитания уделяли и уделяют многие ученые: В.С.Воронов, А.Б.Салтыков, Л.П.Тарасова, Б.М.Теплов, Т.Г.Козакова, А.В.Запорожец, Н.А.Ветлугина, 3Б.М.Теплов, М.А.Некрасова, Б.Т.Лихачев и другие. Учеными выявлено, основа эстетического воспитания закладывается с раннего детства, что, приобщая ученика к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве, можно заложить прочную основу для формирования эстетического вкуса и научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству. В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания. Актуальность проблемы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Тема квалификационной работы: «Проблема эстетического воспитания средствами искусства». Цель этой работы заключается в изучении и обобщении теоретического материала по теме. Объектом исследования в данной работе является процесс эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. Предмет - декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания. Задачи исследования:- изучить и обобщить педагогический опыт по данной теме;- раскрыть понятие и критерии эстетического воспитания;- изучить формы, методы и средства эстетического воспитания;- рассмотреть декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания;-показать важность и значимость эстетического воспитания в развитии учащихся. В первой главе «Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей младшего школьного возраста» дана общая характеристика эстетического воспитания, раскрыты основные его понятия и критерии. Во второй главе «Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания» рассмотрены понятие и классификация декоративно-прикладного искусства, методика ознакомления с произведениями декоративно-прикладного искусства, раскрыта роль этого вида искусства в эстетическом воспитании учащихся. В заключении подведены общие итоги и сформулированы выводы по предложенной теме.4I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей 1.1. Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетического воспитания В своей жизни люди постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. Эти явления охватывают все сферы жизни: духовную, повседневного труда, общения с искусством и природой, быта, межличностных отношений - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение, удовольствие и стимулирует трудовую активность, безобразное отталкивает, а трагическое учит сочувствию. Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. Эстетическое воспитание – процесс целенаправленного формирования у человека способности понимать и ценить прекрасное и комическое, чувствовать и переживать трагическое, создавать красоту во всех сферах жизни. Это значит, что в процессе эстетического воспитания решаются две задачи: совершенствование всех составных частей эстетического сознания (эстетический вкус и идеал, эстетические потребности) и формирование потребности и способности вносить в трудовой процесс и его результаты гармонию и совершенство. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок развивается, но не осознаёт эстетическую сущность предметов. Без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах. Общение со взрослыми, поведение окружающих, взгляды, жесты, мимика – всё это фиксируется и откладывается в его сознании. Круг первоначального общения ребенка ограничен родителями и ближайшими родственниками. Поэтому их ответственность за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений и их долговечность. Поэтому основы эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. В своей книге Д.С. Лихачев писал: «Семья воспитывает вкус, и от семьи, ее интеллигентности, многое зависит». 5 Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта: чистота, порядок, удобства, красота, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине. Уже с 2-3 лет детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведение порядка в комнате, опрятность одежды. Так у ребенка сформируется понимание того, что красота - дело рук человека. Познание цвета, формы и величины происходит через манипуляции с предметами, возможность моделировать и конструировать. Поэтому важное значение имеет наличие разнообразных и ярких игрушек и предметов в окружающей ребенка среде. Развитие художественных интересов, творческой фантазии и способностей ребенка, приобретение им практических навыков начинается в раннем возрасте. Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Его характерная особенность – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства человека, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни. Волнуя и радуя, искусство раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений, заставляет их пристальней всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. У ребенка начинает формироваться художественный вкус, то есть развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Важным признаком эстетической воспитанности является развитая способность любования красотой, совершенством в искусстве и жизни. Рассматривая проблему эстетического воспитания средствами искусства необходимо учитывать возрастные особенности. Задачи эстетического воспитания связаны с формированием морального облика ребенка. В своей книге Н.А.Ветлугина писала: «Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее». Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо накопление эстетических впечатлений, развитие эмоциональных и познавательных процессов. Поэтому эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми её сторонами, результаты проявляются в различных видах деятельности. Эстетическое воспитание тесно связано с другими формами воспитательной деятельности – с интеллектуальной, трудовой, нравственной, физической. Н.А.Ветлугина считала, что работа эта предусматривает:6- воспитание эстетического отношения к окружающей действительности через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в процессе труда и игры;- эстетическое воспитание средствами искусства (художественное воспитание). С.А.Козлова и Т.А.Куликова выделяют две задачи эстетического воспитания:- формирование эстетического отношения детей к окружающему (развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребности в познании прекрасного);- формирование художественных умений в области разных искусств (обучение детей рисованию, лепке, конструированию и другим направлениям искусства). Эти два направления находятся в тесной взаимосвязи. Для их реализации необходимы следующие условия:осуществления индивидуального подхода к ребёнку; насыщенность произведениями искусства; самостоятельная активная деятельность детей; окружающая среда. 1.2. Восприятие произведений искусства детьми В результате непосредственного чувственного контакта человека с предметами и явлениями при помощи органов чувств и слуха возникает эстетическое восприятие предмета или явления. Восприятие – способность воспринимать явления окружающего мира. Эстетическое восприятие – вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическими переживаниями. Процесс восприятия включает в себя субъект и объект восприятия. С.В.Погодина в своей книге отмечала: «При восприятии произведений искусства происходит переход эмоционально-образного мышления в эстетический план, при этом механизмами перехода являются созерцание и продуктивное воображение». Созерцание произведения активизирует собственное творчество детей. При передаче ребенку целостного конкретно-чувственного опыта искусство оказывает влияние на его эмоциональную память, которая сильнее памяти рациональной. Когда художественные образы восприняты и усвоены, они становятся частью художественно-эстетического опыта. Воздействия произведений искусства на мысли, чувства и поведение детей не следует упрощать. На одного ребенка произведение оказывает эмоционально-эстетическое влияние сразу, на другого это влияние распространяется постепенно. Известно, что восприятие ребенка обладает существенными индивидуальными различиями. Воспринятые образы 7накапливаются и составляют сенсорный опыт ребенка. Образы, ранее сформировавшиеся, вступают во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. На этой основе формируются представления учащегося. Решая задачу формирования эстетического отношения к человеку, природе, искусству, мы должны помнить, что лишь на основе эстетического восприятия могут быть сформированы эстетические представления. Во время восприятия произведения искусства уже можно наблюдать его воздействия на ученика. После этого активизируется его самостоятельная творческая деятельность, что является последствием восприятия. Восприятие является составной частью чувственного познания и связано с ощущениями. Если в результате ощущения учащиеся приобретают определенные знания об отдельных свойствах и качествах предметов, то в результате восприятия формируется целостный образ предмета или явления. Для восприятия произведений искусства имеют значение следующие виды восприятия:- зрительное;- слуховое;- тактильное. В психологии восприятие делится на непреднамеренное и преднамеренное. Непреднамеренное восприятие произведений искусства происходит без специально поставленной цели. Оно обусловлено выразительностью, художественной яркостью образа. Преднамеренное восприятие имеет определенные цели и задачи. Ребенок не просто смотрит, а внимательно разглядывает то или иное произведение искусства, всматривается в него. Благодаря восприятию учащиеся обогащают свой художественно-изобразительный опыт. Важно как можно глубже раскрыть детям эстетическую ценность произведений искусства. В понимании ребенка все то, что создано взрослыми – это часть их жизни. Произведения предстают перед учащимися целым миром, который окружает их: дома, мосты, фонтаны, памятники. Чаще всего дети не воспринимают произведения искусства как нечто особенное, отдельное от них. Произведения гармонично слились с естественной средой, стали ее частью. Важным критерием становится красота. Основная задача педагога – направить ребенка, активизировать его внимание, объяснить смысл произведения, вместе с ним выделить характерные особенности, выразительные средства. Прежде всего, у детей воспитывают интерес к произведениям искусства, различным видам техник, обращают на них внимание. Постепенно формируется способность эстетически воспринимать произведение. Развивая эстетическое восприятие у детей, педагог направляет их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным. Важно, чтобы ребенок 8понимал структуру произведения, устанавливал связи между его содержанием и внешней формой. Учащихся больше всего привлекают объемные виды искусства, которые они могут обследовать с разных сторон. Плоскостной образ становится объектом изучения для детей, когда у них уже имеется определенный художественно-изобразительный опыт. Художественно-изобразительный и личный опыт, многие знания и умения начинают активизироваться и углубляться у детей с возрастом. С.В.Погодина отмечала: «С каждым новым возрастным периодом в одном и том же произведении можно раскрывать все новые стороны, и каждый раз оно будет представать перед ребенком в ином качестве, обогащенное новым содержанием». Усвоение учащимися системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности ребенок овладевает систематизированными знаниями. Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм, получать от этого желание творить. Это позволит в дальнейшем определить направление работы в рамках эстетического воспитания учащихся. 1.3. Методы, средства и формы эстетического воспитания обучающихся У любого произведения искусства существует две стороны: объективная, которая помогает определить объект и характер средств, необходимых для раскрытия структуры образа, и субъективная, которая обусловливает выбор педагогических методов, средств и форм, рассчитанных на группу зрителей и конкретного ребенка. «В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной и предметной среде».Метод – это путь достижения поставленной цели, способ решения задач. В педагогике выделяют два вида методов. Методы воспитания – специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых с целью решения педагогической задачи путем влияния на сознание, чувства, поведение воспитуемых. Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования. Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Как уже говорилось выше, первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ. 9Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с образцом эстетической действительности. Важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет внимание детей на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение. Во время ознакомления с произведениями искусства педагог задает вопросы, беседует, объясняет использование авторами тех или иных средств для передачи образов. Яркое и эмоциональное проявление педагога своих чувств опирается на особенность детства - подражательность. Очень важно, чтобы педагог умел показать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач ведущую роль занимают методы обучения: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.Показ – метод прямого обучения. Показ всегда сопровождается объяснениями. Н.А.Ветлугина считала: «Сущность метода приучения, упражнения заключается в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляет активность детей». Метод упражнения требует многократного повторения. В современной педагогике особая роль принадлежит методу поисковой ситуации. Проблемно-поисковым он называется потому, что взрослый предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла. Практическое применение методов находится в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится с учетом возможностей коллектива и каждого ребенка в отдельности. Каждый возрастной период имеет свои особенности. У младших дошкольников важно прежде всего привлечь внимание детей к картине или предмету. Взрослый все время поддерживает диалог, учит детей правильно называть предметы, их некоторые характерные признаки. Так же в младшем возрасте важную роль играет тактильное восприятие. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают умение воспринимать художественные произведения различного содержания. В единстве с методами применяются средства воспитания. К средствам воспитания относятся материальные и идеальные элементы действительности, используемые, инструменты педагогической деятельности. Одним из средств эстетического воспитания является среда, в которой ребенок живет и развивается. Если обстановка эстетична, красива, если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь, 10можно надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. С.А.Козлова, Т.А.Куликова отмечали, что с первых лет жизни ребенка важно и дома, и дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Эстетика быта – это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность, неправильно подобранная цветовая гамма – все это противоречит законам красоты. Итак, эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте. Также важно отметить, что эстетика быта становится средством эстетического воспитания в том случае, если взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую сторону быта. Важным средством эстетического воспитания является природа. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка. Так же средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, театр, архитектура. Раннее приобщение детей к высокому искусству способствует зарождению в их душе поистине эстетического восприятия действительности. Средством эстетического воспитания является и художественная деятельность. Воспитание ребенка в деятельности – одна из закономерностей воспитания. Художественная деятельность непосредственно связана с видами искусств: изобразительная, декоративно-прикладная практика, дизайн. Все названные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. Эстетическое воспитание детей осуществляется в разных формах. Их выбор зависит от принципа руководства деятельностью детей, способа объединения и вида деятельности детей. Дети любят художественную деятельность и часто по собственной инициативе занимаются ею. Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Задача взрослого – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Необходимо создать условия для самостоятельной деятельности: непринужденной обстановки, свободный выбор темы и материалов, отсутствие отрицательной критики. Формой организации эстетического воспитания является непосредственная образовательная деятельность по развитию художественного творчества. С детьми можно организовать экскурсии в природу, к памятникам архитектуры, в музеи или выставки произведений искусства. С.А.Козлова, Т.А.Куликова отмечали, что задача педагога – продумать содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач. 11 Во время экскурсии важно не только сообщить учащимся новые знания, ни и вызвать у них эстетические чувства. Значительное место в педагогическом процессе занимают праздники и развлечения. Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие в себе разные виды искусства. В целом лишь комплекс методов, средств и форм может обеспечить полноценное эстетическое воспитание ребенка.II. Декоративно-прикладное творчество как средство эстетического воспитания2.1 Понятие и классификация декоративно-прикладного творчества На занятиях в студии учащиеся знакомятся с разнообразными видами изобразительного искусства: живописью, произведениями декоративно-прикладного искусства. Декоративное искусство – это один из видов пластического искусства. С.В.Погодина и Н.М.Сокольникова делят декоративное искусство на монументально-декоративное (витражи, мозаика, росписи), народное декоративно-прикладное. Декоративно-прикладное искусство – вид искусства, произведения которого, выполняя определенную утилитарно-практическую функцию, воплощают в себе художественно-эстетическое начало. Красота и художественный образ в произведениях декоративно-прикладного искусства соединяются с практической полезностью. Область декоративно-прикладного искусства обширна. Его произведением может стать любая практическая вещь, оформленная по законам красоты и художественной образности. Назначение этого вида искусства состоит в том, чтобы украшать быт, жилище, архитектурные сооружения и комплексы, улицы, парки, скверы и т.д. Произведения декоративно-прикладного искусства различаются:- по материалу, из которого изготовлено изделие;- по технике обработки материала. Одной из отличительных особенностей декоративно-прикладного искусства является то, что оно всегда имело и имеет глубокие народные корни. С.В.Погодина дает определение народного декоративно-прикладного искусства: «Народное декоративно-прикладное искусство определяется как вид искусства, направленный на создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественную обработку утилитарных предметов». В народном декоративно-прикладном искусстве практическая, обрядовая, эстетическая, воспитательная функции находятся в неразрывном единстве. Однако основная функция изделий – быть полезными и красивыми. В народном декоративно-прикладном искусстве выделяются два направления:- художественные изделия в различных техниках исполнения;- народные художественные промыслы.12 Когда мы говорим о декоративно-прикладном искусстве, важным понятием является народный художественный промысел – форма организации художественного труда, основанная на коллективном творчестве, развивающем культурную традицию. Учащихся знакомят с некоторыми промыслами: матрешкой, с городецкой, хохломской росписями, с филимоновской и дымковской игрушками, керамикой Гжели. Сила искусства народных промыслов заключается в передаче оригинальных приемов местного профессионального мастерства. Декоративно-прикладное искусство имеет характерные черты, которые отличают его от других видов искусства:- утилитарность, практическая принадлежность;- синкретичность или нерасчлененность различных сторон культуры народа (взаимоотношений между миром и человеком, закрепляющей нравственно-эстетические принципы как творчества, так и поведения), сущность которой создавалась и передавалась на протяжении многих тысячелетий;- коллективность творчества, т.е. труд носит коллективный характер, из поколения в поколение передается многовековой опыт народного искусства;- традиционность характеризуется соблюдением традиций, но и возникает благодаря насущным и духовным потребностям, раскрывая сферу индивидуальности;- реальность, заключающаяся в его многовековой актуальности. Категория целостности позволяет провести разграничительную линию между народным и собственно декоративным искусством. Отличительная черта традиционного декоративного искусства от народного заключается как раз в отсутствии целостности мировосприятия. Красота как философско-эстетическая категория в народном искусстве имеет реальные формы отражения. То, что в произведении мы называем красивым, создается выразительными средствами, которые мастер комбинирует в соответствии с традициями определенного ремесла. В произведениях декоративно-прикладного искусства одним из основных компонентов, привлекающих к себе внимание, является форма. В ней закладывается несколько характеристик: она во многом определяет назначение предмета, выражает замысел мастера, служит неким символом. Эстетическую ценность предмет приобретает благодаря орнаменту. Орнамент – живописное, графическое или скульптурное украшение, художественно оформляющее вещь. Н.М.Сокольникова в своей книге дает определение орнамента: «Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. Орнаментный язык крайне богат. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный, комбинированный. Геометрический орнамент может состоять из точек, линий, кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей. Этот вид орнамента 13является одним из древнейших. Вначале это были легко запоминающиеся знаки-символы. Постепенно люди стали обогащать его реальными наблюдениями и фантастическими мотивами, соблюдая ритмическое начало, усложняя его содержание и эстетическую значимость. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей. Часто встречается мотив «древо жизни» - это растительный орнамент. Его изображают и как цветущий куст, и более декоративно-образно. Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Декоративные изображения птиц и рыб также относятся к этому виду орнамента. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или часть лица и тела человека. Сюда же можно отнести фантастические существа типа дева-птица, человек-конь. Нередко встречается сочетание самых разных мотивов. Такой орнамент можно назвать комбинированным. По характеру композиционных схем орнаменты бывают:- ленточный- сетчатый- замкнутый. Орнамент – наиболее характерная черта, особый знак предметов творчества. Основными средствами выразительности в декоративно-прикладном искусстве являются цвет, форма, пропорции, ритм, масштаб, силуэт, симметрия, фактура, которые изначально подмечались в природе и только потом находили отражение в произведениях искусства. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеалы. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю. Преобладание растительных форм – особенность русского народного искусства. 2.2. Методика ознакомления с произведениями декоративно-прикладного искусства Накопление ребенком художественно-эстетического опыта в области декоративно-прикладного искусства, выражаемого в готовности воспринимать в творческой работе;- аналитическая. Активное восприятие произведения, формирование эстетической оценки воспринимаемого образа;14- творческая. Самостоятельное включение декоративного образа в структуру своего опыта с целью дальнейшего его преобразования в процессе собственного творчества;- оценочная. Сравнение и оценка произведений изобразительного искусства, вычленение общих и отличительных черт.- субъективность оценки (каждый ребенок воспринимает произведениянародных мастеров субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей и способностей). Изучение произведений декоративно-прикладного искусства осуществляется в несколько стадий:- стадия целостного изучения. Дети воспринимают целостный образ произведения;- стадия константности. Дети воспринимают произведение как относительно постоянные по форме, цвету, величине;- стадия структурности. Дети учатся выделять структуру образа, его выразительные средства;- стадия осмысленности. Дети осознают зависимость выразительности образов от материала, техник и средств, используемых автором;- стадия избирательности. Каждый ребенок отдает предпочтение определенным видам декоративно-прикладного искусства. При ознакомлении с произведениями декоративно-прикладного искусства находит отражение использования методов уже рассмотренных ранее. Напомним, это методы воспитания (показ, наблюдение, объяснение, анализ и пример взрослого) и методы обучения (показ, упражнение,объяснение, метод поисковых ситуаций).2.3. Детское декоративное творчество Детское творчество - сознательное отражение ребенком окружающей действительности в предмете, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. «Творчество детей – глубоко своеобразная форма их духовной жизни, самовыражение, и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка», - писал В.Сухомлинский. Условием, необходимым для творчества, является овладение навыками в данном виде искусства. Цвет - одно из выразительных средств в декоративном рисовании. Его освоение подчиняется законам колорита определенного искусства, так как для известных традиционных видов народной росписи они определенны и типичны. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.15ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной работе мы рассмотрели теоретические аспекты эстетического воспитания. В работе было рассмотрено понятие и критерии эстетического воспитания, декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания, методы и формы эстетического воспитания. Эстетическое воспитание способствует развитию мышления, внимания, воображения, познавательного интереса. С.В.Погодина, Т.С.Комарова считали, что на основе эстетического восприятия формируются эстетические представления детей, развивается творчество. Эстетическая воспитанность в широком социальном смысле этого слова проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми в общественной и личной жизни, его отношение к своей одежде и внешнему виду - все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности человека. Н.М.Сокольникова, Л.В.Косогорова, Л.В.Неретина, С.В.Погодина в своих работах раскрыли важность декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании ребенка. Они указывали на единство практической, обрядовой, эстетической и воспитательной функций декоративно-прикладного искусства. Этот вид искусства доступен и понятен детям. В работе подробно раскрыты методы и формы ознакомления дошкольников как с декоративно-прикладным искусством, так и с искусством вообще. Это методы помогут выстроить работу по эстетическому воспитанию дошкольников. Все задачи, поставленные в начале работы раскрыты. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Младший школьный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования эстетической культуры Важную роль в эстетическом воспитании имеет окружающая действительность и участие взрослого. Приобщение ребенка к эстетическому восприятию мира развивает творческие способности, формирует художественный вкус, способствует всестороннему развитию личности. Становление эстетически развитой личности – процесс длительный. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. 16Список литература:Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.-127с. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика: [учеб. пособие] Косогорова Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.В.Косогорова, Л.В.Неретина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов, руководителей художественных студий. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1992. 17Приложение 1Формы эстетического воспитания Приложение 2Игры и упражнения«Подбери цвета» Цель: определить умение дошкольников вычленять колорит, свойственный определенному промыслу.Установка: «Перед тобой находятся карточки различных цветов. Посмотри внимательно и возьми только те, которые чаще всего встречаются в этом виде росписи».«Подбери композицию» Цель: определить уровень сформированности у детей композиционных представлений и умений.Цель: определить уровень развития мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. выявить представления детей о цветовой гамме той или иной росписи и структурирование элемента. «Создай аппликационный (пластический) образ» Цель: выявить характерные особенности создания детьми аппликационного, декоративного образа на основе отдельного вида декоративно-прикладного искусства.Установка: «Перед тобой цветная бумага, ножницы, клей (пластилин). Сделай аппликацию (выполни лепку) по мотивам любого вида декоративно-прикладного искусства».«Распиши основу» Цель: определить особенности построения детьми декоративного образа на заданной форме. «Придумай новый декоративный образ» Цель: выявить уровень развития декоративного творчества детей в процессе создания собственных декоративных образов по мотивам декоративно-прикладного искусства. «Определи порядок изображения» Цель: выявить уровень сформированности представления детей об этапах выполнения той или иной работы.
