Публикации Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших школьников через «Путешествие по карте»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших школьников через «Путешествие по карте»
Автор: Яковлева Ирина Александровна

Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через «Путешествие по карте»Определите ведущую идею опыта:В работе по развитию познавательно-исследовательской деятельности – главное – работать творчески:1. Учить детей действовать самостоятельно, избегать навязывания собственных идей; 2. Стимулировать и поддерживать инициативу детей; 3. Не выполнять то, что дети могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно; 4. Помогать детям, управлять процессом усвоения знаний: - Отслеживать взаимосвязь между предметами, событиями и явлениями; - Формировать навыки самостоятельного решения проблем. Цель:развитие у детей старшего дошкольного возраста естественно-научных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира. Задачи:1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т. д.).2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта. 3. Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности. 4. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира. (зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т. д.) т. е. развивать познавательную активность.Актуальность опыта: Познавательно-исследовательская деятельность к старшему дошкольному возрасту выделяется в особую деятельность ребенка со своими – познавательными – мотивами, желанием узнать и понять, как устроены окружающие его вещи, мир в целом. Чем старше ребенок, тем гораздо больше познавательно-исследовательская деятельность перемещается от окружающих его вещей к более абстрактным предметам, не входящих в его субъективный опыт и окружение. На данном этапе перед педагогом встает задача организовать условия, при которых этот опыт будет реализован. Развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления об окружающем мире. Поиск наиболее приемлемых методов для ознакомления с окружающим миром старших дошкольников является проблемой для педагогов дошкольников, поэтому я углублённо решила заняться этой работой.«Путешествие по карте» - это освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной страны). Данная технология не нацелена на передачу точной географической информации, а лишь на формирование у них элементарных географических представлений у детей.Перечислите формы работы в условиях реализации актуального педагогического опыта:Одной из таких форм является - «Путешествия по карте»: - обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта; - обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути; - изучение растительного животного мира данной местности, рельефа местности, природных ландшафтов, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и др.; - заполнение участка контурной физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом. Раскройте условия реализации актуального педагогического опыта и его результативность:В процессе познавательно-исследовательской деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Важным условием является создание развивающей предметно-пространственной среды: 1. Глобус 2. Физическая карта мира, атлас, контурные карты. 3. Энциклопедии, художественная литература (подбор книг). 4. Фотографии, открытки, иллюстрации по теме. 5. Макеты ландшафтов, панно растительного и животного мира. 6. Альбомы по теме «Дневник путешественника» 7. Дидактические игры («Чернильное пятно», «Путешествие вокруг света», «Кто, где живет»).8. Видеотека (диски, видеозаписи) и аудиозаписи природных явлений, произведений композиторов. 9. Детская лаборатория с материалом для опытов, исследований. Весь материал вносится в развивающую среду группы после «Путешествия», пополняется в течение всего месяца детьми и взрослымиВ начале и по окончании работы проводится диагностика с использованием методик, (комплексная диагностика по основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»/ под. ред. Н.Е. Вераксы,Т.С. Комаровой, Н.А. Васильевой, а также карты отслеживание развития ребенка– дошкольника в образовательном процессе Короткова Н.А., Нежнов П.Г.)
-