Публикации "Формирование умений и навыков работы с учебником"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование умений и навыков работы с учебником"
Автор: Домрачева Татьяна Владимировна

Главная задача учителя на уроке - научить детей учиться, то есть сформировать у них учебные навыки. И эти навыки появляются при работе с основным источником знаний - учебником. Ведь именно он, несмотря на все электронные базы (презентации, видеофрагменты и т.п.) содержит фундаментальные основы предмета, на котором и базируются все инновации.Но, как показывает собственный опыт, не все дети понимают, что учебник – это их помощник, что учебник является как справочником, в котором ученик может найти материал и уточнить то, что он забыл или недостаточно усвоил, так и источником новых знаний. Я много лет работаю над этой проблемой, и могу сказать, что эффективных результатов работы с учебником можно добиться только при хорошей ее организации. Работа с учебником (хотя бы на уроке) заставляет ребенка думать и запоминать.II Приемы работы с учебником При организации работы с текстом учебника необходимо учитывать три основных момента: 1. Уметь читать грамотно, без искажения текста. Чего греха таить, многие современные дети не читают вовсе, или читают очень мало. Изменяя окончания и суффиксы, делая неправильные ударения, учащиеся не воспринимают материал как должное. 2. Уметь извлекать нужную информацию. 3. Осмысленно воспринимать полученные знания и умело применять их.Обучающиеся могут работать с учебником совместно с учителем, а могут и самостоятельно, небольшую часть урока или большую часть, но вся работа должна быть четко продуманной и организованной, и носить не единичный, а планомерный характер.Начинать работу с учебником необходимо с заинтересованности. Для этого можно придумать какой-то проблемный вопрос, или просто предложить просмотреть учебник, обращая внимание на автора, оглавление (разделы и главы), рубрики, картинки. Можно вспомнить правила работы с параграфом, домашней подготовки к урокам.Навыки и умения, формирующиеся работе с учебником:
  • Анализ содержания текста, рисунка в тексте;
  • Выделять главное в тексте, таблице, на рисунке;
  • Сравнивать , делать обобщения, выводы по тексту;
  • Составлять по тексту план рассказа;
  • Составлять вопросы к тексту;
  • Находить и записывать определения ,термины по теме;
  • Набрасывать схемы, таблицы, графики ;
  • Готовить сообщения, конспекты;
  • Составлять для себя опорные «шпаргалки»
  • Очевидно, что в 5-6 классах идет скорее подготовка к самостоятельной работе, и здесь ведущая роль принадлежит учителю. В 8,9 классах больше идет элементов самостоятельности, но учитель контролирует процесс.
  • Виды работы с учебником
  • 1.Чтение текста по абзацам с обсуждением. Совместно с учителем находится основная мысль и составляется план. 2. Задания по содержанию. Почему пункт так называется?Что здесь выделено “жирным” шрифтом?Что поясняет рисунок.?Что выделено другим шрифтом /цветом?Чем заканчивается пункт?Что нового узнали при выполнении № ?3. Выполнение учениками заданий по разделению текста на отдельные смысловые части.Такие задания использую тогда, когда, например, вводится понятие, дается определение понятия, пояснительные примеры, применение, объединяя /если это необходимо/ некоторые абзацы параграфа. Наиболее сложным заданием для учащихся являются: -подбор заглавий к смысловым частям; -постановка вопросов к смысловым частям; -придумывание вопросов в качестве плана для пересказа параграфа.Обучение данным приемам рекомендуется вести поэтапно, вводя все большую долю самостоятельности в деятельность учащихся. Сначала предлагаю готовый, но не полный перечень в котором не достает 1-2, а потом и 3 и более названий и их нужно вставить, а затем учащиеся будут делать это самостоятельно. Желательно это делать на каждом уроке в течение 3-4 минут. 4. Фиксирование главного материала в логические цепочки.Сформировав основные навыки извлечения информации из материала учебника, учим детей фиксировать главное в логическую цепочку.Например, прочтя параграф о типах тканей можно записать следующую логическую цепочку: « клетка — ткань - орган» - это главные мысли параграфа. В процессе такой работы заложенная в учебнике обширная информация как бы «свертывается в несколько слов /звенья, образы/, связанные между собой. При воспроизведении текста эти образы «развертываются» в рассказ. Если выделение и фиксация основных знаний в виде логической цепочки проводятся систематически – из урока в урок, то это дает хороший результатВ логическую цепочку можно уложить материал не одного, а 2-3 параграфов. Например, возможно составление такой цепочки в 9 классе по химии: «Положение металлов в периодической системе Химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов»« Физические свойства металлов»« Химические свойства металлов» – «Общие способы получения металлов». Каждое звено цепочки в процессе рассказа учителя и работы с текстом учебника учеников «наполняется» содержанием – экспериментальными или логическими подтверждениями, которые кратко фиксируются на доске и в тетрадях. В качестве плана ответа логическая цепочка имеет преимущества перед вопросами к параграфу: она меньше по объему, более целенаправленно отражает содержание и лучше запоминается. Использовать ее целесообразнее на стадии изучения нового материала.После овладения данным методом перехожу к структурным схемам, которые строятся по алгоритму: факты – гипотезы – следствия – проверочный эксперимент – выводы. Процесс выделения и раскрытия логических цепочек предполагает неоднократное чтение учебного материала. Первичное дает общее представление, вторичное – позволяет выделить главные мысли, третье – выделить материал для выделения отдельных звеньев. Тесное сочетание устных и письменных видов деятельности способствует развитию речи и овладению научной терминологией.5. Работа с рисунками учебника. Для того, чтобы извлекать из рисунка важные сведения, учитель направляет внимание ребенка на главные элементы, тем самым помогая ему овладеть навыками, которыми он в силу своего возраста не обладает. Другой вариантогда сам учитель излагает содержание предлагаемого для рассмотрения рисунка, включая его в объяснение нового материала. Своим рассказом учитель дает образец того, как нужно рассматривать рисунок, и показывает, что он служит источником знаний, а не просто украшением учебника. Начинать эту работу нужно в начале изучения, когда учащиеся только начинают приобретать навыки правильного пользования материалом учебника. Это способствует также и верному пониманию терминов и тем самым готовит учащихся к сознательному чтению текста.Сравнение рисунков. Работа с рисунками может заключаться и в их сравнении. Например, изучая тему «Как древние люди представляли себе Вселенную» по природоведению в 5 классе рассматриваем рисунки, отражающие представления древних и делаем вывод об изменениях, происходящих в умах людей с накоплением научных знаний; более подробно останавливаемся на моделях Аристотеля и Птолемея. Обращаем внимание на портреты ученых и представленные модели. Работая с рисунками, учащиеся ищут ответы на вопросы: Что общего в моделях и чем они отличаются?Единство текста и рисунка. Эффективным способом использования рисунков учебника - чтение текста , в котором описывается то, что изображено на рисунке, и рассмотрение самого рисунка. В этом случае учащиеся осознают, что рисунок и текст учебника – единое целое, учатся точно соотносить их, находить в тексте учебника то, что изображено на рисунке и наоборот. В продолжение темы «Как древние люди представляли себе Вселенную» после рассмотрения рисунка обращаемся к тексту параграфа и подтверждаем или дополняем свои рассуждения. Затем я прошу найти в тексте ответ на вопрос “Все ли ученые того времени были согласны с Аристотелем? Какой древнегреческий ученый высказал правильную идею о движении планет? Что, по его мнению, находится в центре Вселенной? Чьи представления являются правильными?» Значение графиков, диаграмм, таблиц для исследования процессов и явлений.Графики, диаграммы позволяют раскрывать динамику исследуемых явлений и процессов, выявлять причинно-следственные связи, вплоть до установления количественных зависимостей и записи их в виде формул; данные таблицы можно использовать как справочный материал.6.Вопросы для самоконтроля. Эту работу я начинаю с задания ученикам прочитать первый абзац параграфа, а затем задаю первый из вопросов самоконтроля. Также поступаю со вторым абзацем и вторым вопросом. Предупреждаю учеников , что ответ на вопрос содержится в тексте параграфа и может быть дан как его частью, так и целиком, а так же на то, что ответы на некоторые вопросы могут содержаться не в одном, а в 2-3-х абзацах текста, а часто ответ приходится составлять, выбирая предложения из нескольких абзацев.
  • Умение обобщать информацию. Обучающимся бывает трудно резюмировать информацию, зачастую они теряют главное, пытаясь многословно воспроизвести материал. И, на мой взгляд, здесь хорошо помогает такая литературная форма, как синквейн. При составлении синквейна приходится вычленять главное и на нем концентрировать свое внимание, а затем выразить это ограниченным количеством слов.
  • IV ЗаключениеКакая бы концепция школы не существовала на данный момент нашего общества, учебный процесс базируется на основе учебника. Именно через него внедряются все изменения и новшества. Поэтому организация работы с учебной книгой остается актуальной. Овладение учащимися умением рационально работать с учебником – важное условие для успешного самообразования. В процессе работы с учебной книгой формируются умения осуществлять различные мыслительные операции, делать мировоззренческие выводы, устанавливать связь теории с практикой. Сформированность умения работать с учебником позволяет экономнее использовать учебное время, как на уроке, так и при подготовке домашнего задания. Овладение умением работать с учебником идёт через самостоятельную и коллективную деятельность учащихся и представлена в виде системного формирования приёмов работы с книгой. А главная задача учителя -  научить таким навыкам работы с учебником, которые могли бы быть использованы в освоении любой системы научных знаний. Список использованной литературы Кропотова Л.А. Проектирование и анализ современного урока. – Новокузнецк, 2001.Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. – М.: Просвещение, 1998.А.В.Токарев и Н.А.Родина «Формирование умений учащихся 7-8 классов работать с учебником», Москва, 1985 год.1.  Анастасова Л.П.  Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. - М.: Просвещение, 1989.2. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1983.3. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1996.4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1976.
  • Дубинина Н.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику
  •   Мягкова А.Н., Бровкина Е.Т. и др. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии. - М.: Просвещение, 1988.
  • Муртазин Г.М.  Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1989
  • -