Публикации «Развитие инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами STEM-образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами STEM-образования
Автор: Мельникова Любовь Леонидовна

«Развитие инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами STEM-образования На этапе завершения уровня дошкольного образования одним из целевых ориентиров является овладение ребенком основными культурными средствами, способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Первым шагом на пути внедрения STEM-метода является поощрение любознательности и исследовательских навыков воспитанников во время образовательной деятельности. Для организации подобных занятий мне пришлось пересмотреть свой подход и функцию, сменив роль воспитателя-авторитета на роль соученика, дать больше свободы маленьким исследователям в наблюдении и обсуждении, вооружившись терпением и ответами на многочисленные уточняющие вопросы «Почему?»«Для чего?»«Как?».Далее была пересмотрена концепция подхода к построению занятий: вместо введения понятия в начале занятия педагог предлагает детям тот или иной опыт и задает наводящие вопросы, чтобы дети сами смогли прийти к выводу о смысле и закономерностях эксперимента. Первый шаг в проектировании — это постановка задачи. Чтобы конечный результат удовлетворял поставленной цели, необходимо провести тщательное исследование, задействовать все имеющиеся знания, скомбинировать их и получить эффективные решения. Под пристальным взглядом малышей оказываются вода, семена, почва, воздух, растения и другие объекты. Экспериментируя с предметами, малыши узнают также все об истории и свойствах бумаги, совершают путешествие в мир стеклянных предметов, узнают, что такое легкая пластмасса и ткань, и о многих других предметах. Работа с каждым из объектов строится по принципу описания его свойств методами эксперимента; тренировкой и заучиванием новых, более сложных слов, характеризующих предметы и их свойстваНапример, ткань - мягкая, мнущаяся, линяющая, шуршащая, приятная на ощупь.Таким образом, в процессе инженерного исследования, создания или улучшения прототипа, ребенку приходится использовать свои знания по нескольким дисциплинам, что способствует формированию у него естественно-научной картины мира.Увеличение словарного запаса у детей и его правильное применение в речи подтверждает эффективность такой системы на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Таким образом, у детей развивается диалогическая речь, они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту других детей в группе.Познавательно-исследовательская деятельность воспитанников развивает и элементарные математические навыки - одну из составляющих STEM-подхода. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.Одной из главных задач стало обучение детей нахождению в знакомых предметах неизвестных свойств, а в незнакомых, наоборот, давно знакомых и понятных. И все это в непринужденной и увлекательной атмосфере игры, в ходе которой развиваются воображение и техническое творчество детей.Ещё одним компонентом внедрения STEM-подхода стало изучение особенностей окружающей среды. Воспитанники, изучая необычные цветы, изучая структуру листьев, проводя анализ воды, наблюдая за небом, насекомыми, овладевали навыками категоризации. И все для того, чтобы проникнуться красотой природных явлений, осознать всю хрупкость окружающего мира и большую ответственность за него.Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми строится по двум взаимосвязанным направлениям:- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);- неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.)Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В группе оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре имеется разнообразное оборудование. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.Особую роль в развитии интеллекта детей придаю дидактическим играм. Они помогают освоению, закреплению знаний, овладению способам познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений. С детьми использую игры фабричного изготовления, но особый интерес проявляют дети к дидактическим играм, изготовленными своими руками из бумаги, природного, бросового материала. Своими руками, из цветного картона, были изготовлены игровые задания по методике Б.П. Никитина, «Собери квадрат», квадрат Воскобовича, игры «Геоборд», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера» для развития логического мышления, восприятия, внимания. Такие игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Они способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. При помощи дидактических игр развиваю у детей необходимые каждому ребенку интеллектуальные способности, уровень развития которых скажется в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности. Инженерное мышление – это особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач. Объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое. Главные из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое. Все они начинают формироваться в дошкольном возрасте.Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.В детском конструировании выделяются два типа: техническое и художественное.К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления.В художественном конструировании дети, создавая образы, выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.Конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей:- познавательное развитие: техническое конструирование– воплощение замысла из деталей конструктора;- речевое развитие: создание игровых ситуаций с использованием построек из конструктора способствует развитию связной речи;- художественно-эстетическое развитие: творческое конструированиесоздание замысла из деталей конструктора;- физическое развитие: координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.Как показывает практика, конструирование очень увлекательный процесс. Дети с удовольствием посещают кружок «Легоша», самостоятельно делают постройки, используя как крупный, так и мелкий конструктор Лего.В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».Таким образом, критерием сформированности уровня инженерного мышления дошкольников в условиях применения STEM-подхода является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего познавательную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
-