Публикации Формирование социальной активности ребёнка седьмого года жизни в образовательном пространстве дошкольного учреждения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование социальной активности ребёнка седьмого года жизни в образовательном пространстве дошкольного учреждения
Автор: Марина Владимировна Кидяйкина

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад № 23СтатьяФормирование социальной активности ребёнка седьмого года жизни в образовательном пространстве дошкольного учреждения На первый план выдвигается задача приобщения дошкольника к социальному миру, что означает для него «открытие путей оптимального освоения норм общества, а главное, расширение его способностей к саморазвитию». (Д. И. Фельдштейн)Социализация — процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.).Социализация - результат и целенаправленное формирование личности посредством воспитания и формального обучения и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств.При широком толковании понятие «социализация» представляет собой процесс вхождения в социальную действительность через развитие психики и личности ребенка.Социализация как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта, неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.Воспитание, обучение, развитие относят к формам социализации личности, как управляемые и целенаправленные процессы социализации.Тенденция роста деструктивных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, тревожность) имеет свои истоки в дошкольном детстве. Несформированная в старшем дошкольном возрасте социализация ведет к аутизму, низкой успеваемости, агрессивности, применению физической силы.Именно в  закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя пути развития и успешной адаптации в социуме.Одним из ведущих механизмов социализации личности является социальная адаптация. Психологами отмечены особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста и их влияние на успешность социальной адаптации.Возрастные особенности развития определяют основную линию социализации детей 6-8 лет. К ним относится игровая деятельность, через которую ребенок воспроизводит систему социальных отношений в обществе. С точки зрения Д.Б. Эльконина, игра — это способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребенка с обществом. Кроме того, игра является средством освоения социальных ценностей, ролей и моделей поведения. Высокий уровень развития игры влияет на уровень популярности ребенка. Протекание процесса социализации детей 6-10 летнего возраста раскрывается через показатели: полоролевое поведение; способность разрешения конфликтов; самосознание; самооценка; усвоение социальной информации.Задачей целенаправленной работы по социализации считается формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, способной к самореализации, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.Старший дошкольный возраст обладает особым значением в развитии основ социальной активности. Именно в нем происходят значительные изменения в социальном и личностном развитии ребенка, создавая необходимые предпосылки для становления начальных форм социальной активности. В работах Г. М. Андреевой А. Г. Асмолова, Л. С. Выготского и др., процесс социализации предстает интерсубъектным, а отношения «личности и общества» рассматриваются как взаимопроникновение. Ребенок не только усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, он активно воспроизводит в процессе социализации систему социальных связей за счет своей активной деятельности. Социализация старшего дошкольника может быть рассмотрена как индивидуальный творческий процесс, включающий его в социальные отношения, осознанные и наполненные индивидуальным смыслом. Включаясь в систему доступных общественных отношений, ребенок одновременно приобретает все большую самостоятельность, относительную автономность, т. е. развитие в обществе включает единый процесс его социализации. Е. А. Ануфриев пишет: «В возрасте 6–7 лет у детей возникает новая форма коммуникативной деятельности, обозначаемая как внеситуативно-личностная. В отличие от всех предыдущих она служит целям познания мира социального, а не предметного. Такое общение имеет для детей 6–7 лет жизненно важное значение, так как позволяет им удовлетворить потребность в познании себя, других людей и взаимоотношений между людьми, способствует проявлению интереса к внутреннему миру другого человека, к его чувствам и переживаниям» К. А. Абульханова-Славская отмечает: «Для детей 6–8 лет характерно развитие самосознания ребенка или становление его «Я-концепции», без которого не может состояться познание социального мира и адекватное социальное самоопределение. Это система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и сообразно этому относится к самому себе. Только по мере активности самосознания ребенка, по мере осознания своего взаимодействия с окружающим социумом, своей активности в этом взаимодействии, социальный опыт будет присвоен им в полной мере». Благодаря развитию самосознания ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает осознавать побудительную силу и последствия своих поступков. Осознание себя, своих качеств и своего поведения, приводит к пониманию того, чем вызвано то или иное отношение окружающих к нему. Осмысление себя как личности наиболее явно проявляется в самооценке, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. По словам Т. И. Паниманской «Становление положительной самооценки дошкольника является прямым следствием того, какое подкрепление его действиям дает взрослый (педагог, родитель). Положительное мнение о себе, в сознании старшего дошкольника преломляется в желание и способность действовать самостоятельно, в умение верно оценивать свое поведение и поступки. От уровня самооценки зависит активность личности, а мотивация успеха обеспечит активность в деятельности и становление социально-ценностных черт личности: целеустремленности, самостоятельности, инициативности, ответственности»Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы говорит о наличии весомых психических новообразований в 6–8-летнем возрасте, содействующих заключению трудности развития социальной активности: возникновение произвольности в поведении, общественных мотивов, внимания к социальному миру, становление децентрации, самосознания, рефлексии.
-