Публикации
Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС
Автор: Сычева Ирина Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС
Автор: Сычева Ирина Михайловна
Сычева Ирина МихайловнаВоспитательГБДОУ ЦРР детский сад № 23 Колпинского районаСоздание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОСЗдоровье человека - это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с детства.Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями ФГОС в ДОУ здоровьесберегающая предметно-пространственная развивающая среда. В совокупности с образовательной деятельностью, организованной педагогом, предметно-пространственная среда способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка и усиливает его жизненные ресурсы. Понятие «здоровьесберегающий» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при её реализации решается задача сохранения здоровья воспитанников (среда жизнедеятельности). Здесь имеет значение всё: цвет стен и потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствию их возрасту детей, индивидуальным психологическим особенностей ребёнка, интересам, желаниям дошкольников, наличие места для самостоятельных игр, уединения ребёнка, уставшего от постоянного общения со сверстниками.Всё, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающему.Все предметы, убранства, оборудования должны представлять собой единое целое , гармонично сочетаться по цвету, по стилю и материалам, из которых изготовлены.Значит, всё, что окружает ребёнка должно развивать не только умственные способности, но и органы чувств и обеспечивать ребенку необходимый психологический комфорт. При создании предметной среды мы руководствуемся следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной; трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством); вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей; насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей; доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям; безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.. В основе концепции развития детского сада лежит создание эффективного здоровьесберегающего пространства. Говоря о создании здоровьесберегающей развивающей среды, мы подразумеваем следующие направления: ‒ комфортность пребывания ребёнка в учреждении. ‒ создание безопасной предметно-развивающей среды ‒ реализацию потребностей ребенка в движении ‒ предоставление детям возможности развиваться в индивидуальном темпе. Успешность организации здоровьесберегающей развивающей среды в первую очередь зависит не только от материального обеспечения, но и от личности педагога, его умения моделировать свои знания с окружающим. Как правило в детских садах имеются физкультурные залы, оснащенные спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении. Во многих садах осуществляется оздоровительно-профилактическая работа (полоскания горла, ходьба босиком, точечный массаж, физиотерапевтические процедуры, фитотерапия, витаминотерапия, Дни здоровья, Недели здоровья). Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в группе проводятся физкультминутки, двигательная разминка. Важнейшим ежедневным занятием с детьми дошкольного возраста является подвижная игра. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта. Предусмотренные планированием, игры проводятся на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года, в совместной деятельности взрослого с детьми, которые способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья детей. Кроме подвижных игр, широко используются разнообразные упражнения в основных видах движений: бег, ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля, упражнения на полосе препятствий Одним из важных факторов, которые способствуют укреплению здоровья детей является закаливание. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. В группах проводятся закаливающие процедуры, предусмотренные планированием в строгом соответствии с возрастом ребенка и временем года, в которое они проводятся. Это воздушные и водные процедуры, солнечные ванны. Большое внимание уделяется дорожкам здоровья, используют их в установленное расписанием время после дневного отдыха детей. Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5–6 упражнений общеразвивающего воздействия. Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Здоровьесберегающая предметно - пространственная среда:-Центры здоровья в группах. (уголок здоровья в группе)-Центры двигательной активности.-Центры экологического образования в группах.-Центр познавательной активности (интеллектуального развития и здоровья).-Центры обучения ПДД.-Центры конструктивной деятельности.-Центр экспериментально-исследовательский.-Центр искусства и музыкально – театральной деятельности.Только правильно организованная среда может гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, что очень важно для развития ребёнка.
