Публикации
Статья «Формирование ЗУН в условиях ФГОС. Требования к уровню подготовки учащихся 5 классов»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья «Формирование ЗУН в условиях ФГОС. Требования к уровню подготовки учащихся 5 классов»
Автор: Шматько Валентина Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья «Формирование ЗУН в условиях ФГОС. Требования к уровню подготовки учащихся 5 классов»
Автор: Шматько Валентина Петровна
Статья «Формирование ЗУН в условиях ФГОС. Требования к уровню подготовки учащихся 5 классов»Шматько Валентина ПетровнаМКОУ «Яшалтинская СОШ» Республика Калмыкия Подраздел программы «Конструирование и моделирование швейного изделия фартука» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков по конструированию и моделированию швейных изделий , таких как фартук и косынка , но и универсальных способов деятельности учащихся на уроках технологии. Личностным результатом обучения технологии в основной школе является формирование представлений о технологической культуре производительного труда, развитие культуры труда подрастающих поколений, составление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых , гражданских и патриотических качеств личности, профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.1. Важнейшие личностные результаты обучения технологии:-проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;-выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;-овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;-самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций социализации и стратификации;- составление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;- планирование образовательной и профессиональной карьеры;-осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда2.Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса по технологии заключается в формировании и развитии посредством технологического знания:-познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;-гуманистических и демократических ценностей ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые ,в том числе и в школьном курсе технология и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:- проявление инновационного подхода к решению учебных задач в процессе моделирования изделия или технического процесса;- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;-выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;- соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда.3.Предметными результатами освоения программы является:В познавательной сфере:- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;-владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;- владение способами научной организации труда формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.В трудовой сфере:-планирование технологического процесса и процесса труда;- подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;- проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объектов труда;-подбор инструментов и оборудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов;- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;-выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, и ограничений;- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;-выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учётом областей их применения;-контроль промежуточных и конечных результатов труда, использование контрольных и измерительных инструментов;- документирование результатов труда и проектной деятельности;-расчёт себестоимости продукта труда;В мотивационной сфере:- оценивание своей способности и готовности к предметной и предпринимательской деятельности;- выбор профиля технологической подготовки в старших классах;- выражение к готовности к труду в сфере услуг;- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.В эстетической сфере:- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;-разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и научной организации труда;- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное состояние рабочей одежды ученика.В коммуникативной сфере: - формирование рабочей группы для выполнения проекта с учётом общности интересов и возможностей будущих членов коллектива;- выбор знаковых систем и средств, для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;- публичная презентация и защита проекта изделия, продуктов труда или услуги;- разработка вариантов рекламных образов, слогов и лейблов;- потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.В физиолого-психологической сфере:- развитие моторики и координации достижений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учётом технологических требований;- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.в 5 классе основной образовательной школы учащиеся овладевают: - безопасными приёмами труда с инструментами, швейными машинами, электробытовыми приборами;- специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов.- изготовление и художественного оформления швейных изделий.- ведение домашнего хозяйства- знакомятся с основными профессиями пищевой и лёгкой промышленности.Методика контроля знаний, умений, навыков учащихся на уроках технологии. Оценивая знания, необходимо руководствоваться общепринятыми критериями, применяемыми при оценке знаний по общеобразовательным предметам. Контроль знаний, умений и навыков должен быть объективным, систематическим, полным, всесторонним и справедливым. В учебном процессе с помощью контроля устанавливают, что и как учащиеся усваивают и каково их отношение к занятиям. Одной из самых действенных форм обучения всегда остаётся урок с его неисчерпаемыми возможностями формирования знаний, умений и навыков, а также подведением достигнутых результатов. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка - эти индивидуальные особенности каждого ученика что имеют отношение к успешности выполнения работ и к подведению итогов контроля за выполняемую работу. За нарушение правил техники безопасности в процессе обучения, а также в технологии изготовления изделия должно быть отражено в отметке, так как эти нарушения ведут к снижению качества работы. При оценке знаний целесообразно учитывать два уровня. На первом уровне учащиеся должны иметь представление о том или ином понятии, то есть теории. Проверка знаний учащихся осуществляется путём устного опроса и текущих или итоговых письменных контрольных заданий, тестов, задач, кроссвордов. На втором уровне – учащиеся должны уметь раскрыть то или иное понятие, объяснить достоинства и недостатки материала, конструкции и т.д., поэтому проверка умений проводится в виде практических работ. Большую роль в оценке знаний, умений и навыков играет систематичность контроля. Всегда необходим входной контроль, первичный срез – чтобы иметь представление о том, что умеет и знает класс; понимать, как строить деятельность учащихся на уроках. Текущий контроль даёт возможность учителю вносить предложения по улучшению содержания учебных программ, приучает школьников к систематическому труду и аккуратности. Поэтому я всегда использую на уроках поэтапный контроль знаний и умений, активность работы учащихся на уроках, а затем выставляю итоговую отметку. Оценка знаний и умений имеет ещё функцию поощрения и порицания, имеет большое воспитательное значение. При этом следует учитывать индивидуальные особенности учащихся, прививать им правильную самооценку, уметь отстаивать своё мнение, - нельзя допускать поспешности в оценке знаний и умений, так как одни дети могут быть робкими и застенчивыми, другие – иметь замедленность в мышлении или физическом развитии, а третьи, наоборот, - излишне самоуверенны. Проверку знаний можно осуществлять путём устного опроса и письменных тестов. Устные опросы могут быть краткими и более продолжительными. Краткий опрос проводится при проверке только что пройденного материала и во время практической работы. Практические задания выполняют все учащиеся или их отдельные группы по устной или письменной инструкциям. При проверке обращается внимание на качество выполнения работы и затраченное время. Качество изделий целесообразно оценивать совместно с коллективом учащихся. Итак, можем подытожить требования к контролю знаний, умений и навыков учащихся- это полнота и всесторонность, объективность, систематичность, обучающее и воспитательное значение. Итоговая отметка школьника за четверть или за учебный год не должна представлять среднюю арифметическую всех ранее полученных оценок, она должна отражать фактический уровень знаний и умений учащихся.
