Публикации
Лингвистическая игра "Калейдоскоп слов: от А до Я"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лингвистическая игра "Калейдоскоп слов: от А до Я"
Автор: Саренко Ольга Эдуардовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лингвистическая игра "Калейдоскоп слов: от А до Я"
Автор: Саренко Ольга Эдуардовна
Интерактивная лингвистическая интеллектуальная игра "Калейдоскоп слов: от А до Я" В каждом слове бездна пространства,каждое слово необъятно.Н.В. Гоголь.Интерактивная лингвистическая интеллектуальная игра "Калейдоскоп слов: от А до Я" строится по принципу "снежного кома" - одна информация наслаивается на другую: мною отбирается интересный познавательный материал по географии, литературе, истории, астрономии, биологии и т.д.Серия таких игр позволяют достичь главного результата - осуществление развития ученика в процессе учебной деятельности через его активность, интерес к выполнению познавательных и практических задач, разноплановую мыслительную деятельность.Ученики работают в группах, они выбирают название команды и решают, какую фигуру из цветных фигур они будут проектировать.Правила игры просты: участникам предлагаются задания и вопросы, ответы на которые помогает дать знание алфавита. Игра строится по следующему алфавитному принципу: после каждого блока из 5 слов ученики на цветном треугольнике записывают слова и на магнитной доске начинают конструирование фигуры. В алфавите 33 буквы, но слов у нас 30, так как на Ъ, Ы, Ь слова не начинаются, поэтому участникам игры предлагаются 3 блиц-вопроса. За каждый вопрос игры команда получает жетон, оцениваемый 1 баллом. За дополнительные вопросы в игре (отмеченные как бонусные) и блиц-вопросы команда получает особые жетоны, оцениваемые в 2 балла.Оборудование игры:"Толковый словарь" Ожегова и Н.Шведовой у каждой группы. "Школьный орфографический словарь" у каждого ученика. Наборы из цветных треугольников для проектирования фигуры из слов калейдоскопа, фломастеры. Мультимедийная презентация Цели игры:Обучающие:активизировать ранее усвоенные знания по различным темам учебных предметов (истории, математике, географии, литературе, английскому языку и т.д.), совершенствовать навык работы со справочной литературой (орфографическим и толковым словарями), расширить лексический запас слов учащихся, актуализировать собственный языковой опыт учащихся. Развивающие:повысить интеллектуальный уровень учащихся, развить интерес к русскому языку и лингвистике, расширить кругозор учащихся. Воспитательные:продолжать обучать работе в группах. 1 ТУР (разминка)Проводится для того, чтобы узнать, в какой последовательности будут играть команды.1. Какая мышка от кошки не прячется? (компьютерная)2. Что будет с красным платком, если его отпустить на 5 минут в Северное море? (станет мокрым)3. Электропоезд шел с севера на юг, ветер дул с юга на север; в какую сторону шел дым от поезда? (у электропоезда дыма быть не может)4. Сын академика разговаривает со своим отцом. При этом академик в разговоре не участвует. Как такое может быть? (академик - мать)5. Когда барыня становится рабыней? (поменять буквы)6. Чем отличается малина от калины? (первой буквой)7. Что в России на первом месте, а во Франции на втором? (буква Р)2 ТУР (блок слов из 5 слов от А до Д)После этого блока вопросов группа проверяет написание слов по орфографическому словарю, вносит исправления и капитан на магнитной доске начинает проектирование строительство фигуры.3 ТУР (блок слов из 5 слов от Е до И)После этого блока вопросов второй участник группы проверяет написание слов по орфографическому словарю и продолжает строительство фигуры4 ТУР (блок слов из 5 слов от Е до И)После этого блока вопросов второй участник группы проверяет написание отгаданных слов по орфографическому словарю и продолжает проектирование фигуры.5 ТУР (блок слов из 5 слов от О до Т)После этого блока вопросов четвёртый участник группы проверяет написание слов по орфографическому словарю и продолжает строительство фигуры6 ТУР (блок слов из 5 слов от У до Ч)После этого блока вопросов пятый участник группы проверяет написание слов и продолжает строительство фигуры.СЕРИЯ БЛИЦ-ВОПРОСОВ.1. Решите пропорциюГРАНАТ = ___?____= ПИРОГ ? ЛАВРА ?Решить пропорцию - значит найти в ней недостающие члены, а для этого понять, какие отношения между её членами. Игра развивает гибкость мышления, способствует видеть связи и соотношения между разными вещами, в том числе неочевидные и скрытые. Оказывается, что, прибавив или убрав букву а, мы получаем слова, совершенно различные по смыслу.1) Гранат - южное дерево или плод этого дерева, а также полудрагоценный каменьГраната - разрывной снаряд2) Лавр - вечно - зелёное южное дерево с пахучими листьямиЛавра - большой монастырь3) Пирог - печенье с начинкойПирога - узкая длинная лодка2. Продолжи ряд.2.1.кок, потоп, поп :.Дети без особого труда видят, что это слова, которые справа налево читаются одинаково, так называемые палиндромы или перевёртыши и продолжают ряд словами из 5-ти букв (казак, шалаш и т.п.)2.2.Максим Горький (Пешков), Ал. Грин (Гриневский), К. Чуковский (Корнейчуков) :.Для подсказки: пусть вспомнят урок "Чуккокала" и историю слова "псевдоним", тогда поймут, что это писатели, которые взяли псевдоним.Для продолжения: Демьян Бедный (Придворов), В.Каверин (Зильбер), Даниил Хармс (Ювачёв), А.Платонов (Климентов) и т.д.3. Говорящие фамилии.Известно, что фамилии наших предков нередко отражали род занятий человека. Дан ряд фамилий: 1) Плотников, 2) Скорняков, 3) Сыромятников, 4) Пономарев, 5) Гончаров.Чей предок служил в церкви, чей выделывал кожу, чей шил тулупы, чей лепил горшки, чей рубил избы?7 ТУР (блок слов из 5 слов от Ш до Я)После этого последнего блока группам предоставляется возможность закончить проектирование задуманной в начале игры фигуры, а капитанам проверить правильность написания каждого слова на её элементе по орфографическому словарю.Во время этого подводятся итоги - подсчитываются жетоны за игру - 1 балл, и особых - 2 балла.