Публикации Методические рекомендации по применению мультимедийных презентаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по применению мультимедийных презентаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Автор: Степанова Людмила Николаевна

Методические рекомендации по применению мультимедийных презентаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Степанова Людмила Николаевна педагог-психолог, БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» Минобразования Чувашии, Чебоксары, luda27step@mail.ruАннотация. В статье представлен ряд методических рекомендаций по использованию с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Отмечается, что, следуя этим советам, вы сможете создать яркую, запоминающуюся презентацию, которая привлечёт внимание детей с ОВЗ и поможет донести вашу информацию эффективно.Ключевые слова: мультимедийные презентации, образовательный процесс, инклюзия, дошкольный возраст, ограниченные возможности здоровья.Интерактивная презентация – это не просто показ слайдов, а динамичный инструмент обучения, который вовлекает детей с ОВЗ в активное взаимодействие с материалом. Это своего рода диалог между воспитателем, детьми и компьютером, где каждый слайд – это ответная реакция на действия пользователя. Ключевые особенности интерактивных презентаций: 1. Управляемость событиями: каждый элемент презентации (кнопка, изображение, звук) может быть настроен на определенное действие. Например, при нажатии на картинку с животным может прозвучать его голос или появиться дополнительная информация о нем. 2. Индивидуальный подход: благодаря возможности настройки презентации под конкретного ребенка или небольшую группу, воспитатель может адаптировать обучение к индивидуальным потребностям каждого ученика. 3. Многообразие форматов: интерактивные презентации могут включать в себя текст, изображения, аудио, видео, анимацию и даже игры. Это делает процесс обучения более интересным и запоминающимся. 4. Гибкость использования: презентации можно использовать как в групповых занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми. 5. Развитие различных навыков: работа с интерактивными презентациями способствует развитию у детей таких навыков, как внимание, память, логическое мышление, а также повышает их мотивацию к обучению. Типы интерактивных презентаций: 1. Презентации со сценарием: ведутся дефектологом, который комментирует каждый слайд и управляет ходом презентации. 2. Непрерывно выполняющиеся презентации: автономно воспроизводятся без участия воспитателя, например, в уголке информатики или на сенсорном столе. Процесс создания интерактивной презентации: 1. Разработка сценария: определение целей обучения, выбор темы и структуры презентации. 2. Создание контента: подбор текстовой информации, изображений, аудио и видео материалов. 3. Дизайн слайдов: оформление презентации в соответствии с возрастными особенностями детей и тематикой занятия. 4. Добавление интерактивных элементов: настройка кнопок, ссылок, анимации и других элементов для создания интерактивного эффекта. 5. Тестирование: проверка работоспособности всех элементов презентации. Преимущества использования Microsoft PowerPoint для создания интерактивных презентаций: 1. Доступность: PowerPoint входит в стандартный пакет Microsoft Office, что делает его доступным для большинства пользователей. 2. Широкие возможности: программа позволяет создавать презентации различной сложности, включая анимацию, звуковые эффекты и гиперссылки. 3. Интуитивный интерфейс: даже начинающие пользователи могут быстро освоить основные функции PowerPoint. 4. Большое количество шаблонов и дизайнов: это позволяет создавать презентации быстро и эффективно. Многие онлайн-сервисы позволяют создавать интерактивные презентации без установки дополнительного программного обеспечения. Интерактивные презентации – это мощный инструмент для современного педагога-психолога, который позволяет сделать процесс обучения более эффективным и интересным для детей с ОВЗ. При правильном использовании они способствуют развитию у детей познавательной активности, творческих способностей и коммуникативных навыков. Помните: успех интерактивной презентации зависит не только от технических возможностей, но и от педагогического мастерства педагога, который умеет создать атмосферу сотрудничества и заинтересованности у детей. Однако создание эффективной презентации требует внимательного подхода как к дизайну, так и к содержанию. 1. Дизайн: гармония цвета и простота. 2. Цветовая гамма: используйте не более трёх цветов на слайде: один для фона, один для заголовка и один для текста. Для фона рекомендуется использовать холодные тона, например, синий, серый или фиолетовый. Важно, чтобы цвета фона и текста были контрастными, обеспечивая ясную читаемость. Проверяйте, как цвета смотрятся на разных экранах – мониторе и проекторе, цветовая гамма может искажаться, делая изображение менее контрастным и ярким. 3. Анимация: не злоупотребляйте анимацией! Она должна служить для акцентирования важных моментов, а не отвлекать от содержания. Избегайте побуквенной анимации и вращения, а также использования более 3 анимационных эффектов на слайде. Не рекомендуется применять эффекты анимации к заголовкам, особенно такие, как "Вращение", "Спираль" и т.п. 4. Визуальные элементы: используйте только оптимизированные изображения, которые не будут занимать много места и загружаться быстро. Разбивайте большие списки и таблицы на два слайда, ограничиваясь 3-7 пунктами на слайде. Убедитесь, что текст хорошо виден на любом экране. Для проверки формальных критериев презентации используйте программу «Текстозавр».Текст должен быть лаконичным, четким и легко читаемым. Избегайте дублирования текста с презентации и вашего выступления. Не используйте чрезмерно мелкий текст, который может быть неразборчив. Изображения и иллюстрации: используйте только четкие, нерастянутые изображения и иллюстрации, которые дополняют ваш текст и делают презентацию более привлекательной. Ограничьте количество звуковых и видеофайлов, чтобы не отвлекать детей с ОВЗ от ключевой информации. Не используйте WordArt с тенями и волной, он может сделать текст нечитаемым. Проверьте оформление текста на ошибки: орфографические, пунктуационные, стилистические. Создайте структуру презентации, которая логически связана и удобна для восприятия. Используйте яркие, запоминающиеся метафоры и анекдоты, которые сделают вашу презентацию более интересной. Помните, что презентация это не рассказ педагога, а диалог с детьми с ОВЗ. Говорите ясно и уверенно, используя невербальные средства коммуникации, такие как жесты и мимика. Ошибки, которые стоит избегать: считывание текста: не превращайте свою презентацию в лекцию по чтению слайдов; пёстрые фоны: делают текст нечитаемым; избыток технических эффектов: отвлекают внимание от содержательной части презентации; нечитаемый WordArt: с тенями и волной. Следуя этим советам, вы сможете создать яркую, запоминающуюся презентацию, которая привлечёт внимание детей с ОВЗ и поможет донести вашу информацию эффективно.Список литературы1. Жирикова А. П. Применение мультимедийных презентаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / А. П. Жирикова. – URL: 2. Никошина Л. Использование мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ / Л. Никошина. – URL: 3. Петрова С. Г. Использование мультимедийных ресурсов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / С. Г. Петрова. – URL: © Степанова Л. Н.
-