Публикации
Формирование навыка чтения и самореализация учащихся на уроках литературного чтения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование навыка чтения и самореализация учащихся на уроках литературного чтения
Автор: Третьякова Наталья Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование навыка чтения и самореализация учащихся на уроках литературного чтения
Автор: Третьякова Наталья Викторовна
Формирование навыка чтения и самореализация учащихся на уроках литературного чтенияВажнейшей задачей уроков чтения является совершенствование навыка выразительного и беглого чтения. Выразительное чтение - интонационно правильное чтение, передающее идеи и чувства, заложенные в произведении. Оно эмоционально воздействует на слушателей и передает правильное отношение к изображаемым в произведении фактам, событиям и людям, их мыслям и чувствам.Формирование навыка выразительного чтения у школьников требует специальной работы учителя. На уроках чтения школьники вместе с учителем учатся находить нужную выразительную интонацию, исходя из содержания произведения. Для этого они определяют тему, т.е. о ком или о чем говорится в тексте, выделяют опорные слова, которые способствуют выразительному чтению.Чтобы навык чтения был правильным, полноценным, учитель должен учитывать следующие психолого-физиологические и гигиенические условия его формирования.1. Физические данные каждого ученика (зрение, слух, речевой аппарат, ростовые показатели).2. Освещенность класса. Ее несоответствие нормам нарушает зрительное восприятие.3. Психологический фактор. Учитель должен учитывать возрастные, индивидуальные и типологические особенности каждого. Эти знания помогают учителю применять индивидуально-дифференцированный подход в обучении.4.Эмоциональную обстановку на уроках чтения. Учитель способствует самореализации учащихся на уроках чтения и положительно влияет на конечный результат, т.е. на сформированность навыка чтения и использование игровых методов обучения.В выразительном чтении должны активно проявляться мысли, отношение учащихся к тому, о чем они читают. Читая текст вслух, ученик должен четко и правильно передать мысли автора, выражать свое отношение к фактам, событиям, действующим лицам.Следовательно, основными дидактическими условиями в работе по выразительному чтению являются:1. Ясное понимание учащимися содержания текста.2. Наличие определенного отношения ученика к тому, о чем он читает.3. Чтение произведения с намерением воздействовать на слушающих. На уроках чтения во II классе целесообразно использовать упражнения по технике речи, способствующие формированию четкой дикции, интонационной выразительности речи, что помогает каждому ученику реализовываться в силу своих способностей.1. Для развития речевого аппарата — «Фонетическую зарядку».Ученики произносят различные звукоподражания с разной силой голоса, меняя темп речи.2. Для формирования четкой дикции учащиеся сначала читают буквы, затем слоги, карточки с которыми вразброс прикреплены на доске. Потом самостоятельно составляют слова и объясняют лексическое значение каждого из них.3. Используется чтение скороговорок сначала в медленном, затем в быстром темпе.4. Работа с чистоговорками способствует развитию творческих способностей учащихся.По образцу ученики самостоятельно придумывают свои чистоговорки, порой очень веселые.Например: Ли-ли-ли: в синем море корабли. Ля-ля-ля: мачта корабля. Ле-ле-ле: гнезда на скале. Лю-лю-лю: мамочку люблю. 5. Игра «Произнесите правильно». Задание: Произнесите стихотворение без ошибок. (Стихотворение пишется на доске.) 6. Для отработки интонационной выразительности речи учащиеся читают разные по эмоциональной окраске предложения, стараясь голосом передать восторг, удивление, сожаление, радость, грусть т.д. Для формирования умения правильно интонировать, можно петь небольшие детские песенки. Каждая из них имеет свою мелодию (веселую, грустную), что позволяет выражать свое отношение к содержанию текста. 7. Для того чтобы школьники научились выделять главные «нужные» слова, можно использовать скороговорки, пословицы, поговорки и прочие афористические изречения.Задание: Прочитайте так, чтобы логическое ударение было на первом слове, затем на втором и третьем. Какой вариант прочтения вы считаете правильным?8. Для совершенствования темпа чтения проводится упражнение «Гонка за лидером».Сначала ученики читают текст с учителем, т.е. формируется беглость и способ чтения (чтение целыми словами). Затем на роль учителя приглашается хорошо читающий ученик, и ученики читают вместе с ним. Так в течение всего учебного года все ученики выступают в роли учителя. Это упражнение одновременно стимулирует учащихся, ведь они в роли учителя и должны хорошо читать.9. Для формирования беглого чтения используется упражнение «Чтение навстречу».Задание: Прочитайте предложение: сначала первое и последнее слово, затем второе и предпоследнее и т.д.10. С целью развития творческих способностей учащихся, обучения составлению небольших рассказов, стихов, сказок применяется иллюстративный материал, сюжетные и предметные картинки.11. Используется прослушивание аудиозаписей с литературным материалом. Профессиональное актерское чтение очень нравится ученикам, оно является для них образцом для подражания.12. Для отработки мимики, подготовки речевого аппарата можно использовать схематические рисунки «Маски».Например: Посмотрите на эти маски. (На доске четыре рисунка лиц. Первое из них выражает восторг, удивление. Второе — печаль, грусть, плач. Третье — радость, счастье, хорошее настроение. Четвертое - покой, серьезность.) Скажите, что они выражают? Изобразите и вы эти чувства.13. Для снятия мышечного напряжения проводятся физкультминутки с речевым материалом, игры.«Живые загадки». Ученики заранее продумывают, какого животного они будут показывать. Остальные отгадывают, а затем воспроизводят движения и, если можно, звукоподражания.«Зеркало». Ученики копируют друг друга — движения тела, мимику, жесты.На уроках чтения можно рассказать ребятам о театре, актерах, съемках фильма и предложить задание - показать актерские пробы, чтобы режиссер утвердил на роль. Ученики с удовольствием делятся на группы и участвуют в «пробах» (это чтение по ролям, инсценировки небольших произведений, например, «Терем – теремок» С. Я. Маршака). Можно предложить школьникам «выступить по радио». Для этого организуется игра «Театральный час». Участники разбиваются на группы - актерские составы. Сначала читает текст первый состав, остальные закрыв глаза и положив голову на парту, слушают. Затем читает второй состав. После этого происходит анализ услышанного и выбирается «Лучший актерский состав». Выполнение психолого–физиологических и дидактических условий обучения чтению, а также описанные методические приемы положительно влияют на формирование навыка чтения и на самореализацию учащихся начальной школы.Список литературыАлексеевская А. Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников / А.Т. Алексеевская – Москва, 2010. – С. 18. Климова Е. П. Формирование читательских интересов младших школьников через технологию осознанного чтения // Обучение и воспитание: методика и практика. – № 7, 2013. – С. 117-119. Светловская Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. – 2012. – № 1. – С. 11-18.
