Публикации Система воспитательной работы в начальной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Система воспитательной работы в начальной школе
Автор: Бурлуцкая Юлия Владимировна

Ю. В. Бурлуцкая Система воспитательной работы в начальной школе Основное назначение воспитательной работы в школе — разностороннее развитие личности ребенка, введение его в контекст современной культуры. Именно воспитательная работа помогает ребенку реализовать себя как личность в широком взаимодействии с окружающим миром.Не все дети могут успешно учиться, полностью проявлять себя в учебе. Это объясняется и различной подготовкой к обучению в школе, и неравномерностью умственного развития, и особенностями семейного воспитания. Такие дети испытывают в обучении серьезные затруднения, и поэтому школьная жизнь у них зачастую связана с отрицательными эмоциональными переживаниями.Воспитательная работа, предоставляя детям широкие возможности для индивидуальных проявлений, может смягчить сложную социальную ситуацию, жестокую среду, в которой совершается становление личности. Данная работа рассчитана на свободный выбор содержания и видов деятельности, проявление творческих способностей. Именно богатая по содержанию воспитательная работа способна сделать школу «домом радости». И чем богаче и разнообразнее жизнедеятельность в таком «доме», тем глубже влияние школы на детей, тем больше возможностей у каждого ученика найти дело по душе.Воспитаниецеленаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. В настоящее время школы работают, опираясь на Федеральные государственные стандарты образования и воспитания учащихся. Общество требует обучения детей пониманию необходимости своего труда, а педагогика – гармоничного развития личности ребёнка.Задача ФГОС – ориентация системы образования и воспитания на новые результаты, связанные с развитием личности ребёнка. Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей». Это успешнее получается, когда в воспитании принимают участие школа, семья, социальная среда, окружение и все факторы, с которыми соприкасается личность растущего человека.Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.Функция обусловлена необходимостью содействовать разностороннему развитию детей. Педагогу необходимо обратить внимание на взаимодействие детей с окружающим миром, которое осуществляется в процессе деятельности. Чем разнообразнее деятельность, тем разностороннее развивается ребенок. Учитывая это, педагог организует следующие виды деятельности:
  • познавательную, раскрывающую перед ребенком мир во всей его пестроте и сложности;
  • трудовую, вводящую ребенка в мир материальных ценностей, труда взрослых людей, помогающую освоить способы и приемы работы с различными материалами и инструментами;
  • социально-ориентационную, дающую ребенку представление об обществе, Родине, народе, его культуре, формирующую у него умение вглядываться в окружающую жизнь и думать над тем, как ее улучшить;
  • физкультурно-спортивную, обращающую усилия ребенка на свое тело, здоровье, красоту и силу организма;
  • художественную, предоставляющую ребенку возможность познавать художественный образ мира и преобразовывать этот мир, созидая художественные предметы;
  • свободное общение — деятельность, в которой нет предметного результата как цели. Общаются ради самого общения, где ребенок познает себя и другого человека;
  • ценностно-ориентировочную (духовную) – деятельность по осмыслению ценностей жизни, позволяющую воспитывать духовность как способность человека иметь автономный внутренний мир, обладающий своим содержанием, своими принципами жизни, своей системой отношений к окружающему миру.
  • Само дополнительное образование школьников органически связано с учебно-воспитательным процессом в школе, внеурочной работой. Цель дополнительного образования школьников, а значит и внеурочной деятельности - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той, и к другой сфере образовательного процесса. Однако следует помнить о том, что дополнительное образование школьников предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.Список литературы:
  • Богуславская И. Деятельность классного руководителя в современной школе // Народное образование. М., 1999. № 6. С. 99-102.
  • Краевский В.В. «Методология педагогики», - М., изд-во «Академия», 2006.
  • Планирование воспитательной работы в классе /Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2002.
  • Харламов И.Ф. «Педагогика», - М., изд-во «Университетское», 2002.
  • -