Публикации Проектная деятельность как средство реализации коммуникативно - деятельностного подхода в процессе обучения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность как средство реализации коммуникативно - деятельностного подхода в процессе обучения
Автор: Бурлуцкая Юлия Владимировна

Проектная деятельность как средство реализации коммуникативно - деятельностного подхода в процессе обучения Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является системно - деятельностный подход. Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. Проектная деятельность в начальной школе не является абсолютно новым видом деятельности детей. Но чаще она используется как средство познавательного развития учащихся, а системно - деятельностный подход в проектной деятельности предполагает открытие перед учениками всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.Логически выстроенная система использования разнообразных технологий, информационно-коммуникативных методов и приемов, опытов и исследований позволяет повысить мотивацию школьников к учению и активизировать их познавательную деятельность. Нынешний век – это век цифровой информации. Задача школы заключается не только в том, чтобы дать школьникам знания, но и научить осваивать знания путём самостоятельного поиска и исследований. Успех в решении этой задачи возможен только при прочном союзе двух понятий компьютерные технологии и образовательный процесс. Связывающим звеном между двумя этими понятиями стали электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЭОР/ЦОР).Педагогическая система каждого учителя сегодня выстраивается в соответствии с современными задачами, возможностями и вызовами общества. В основе стандарта лежит системно – деятельностный подход. Системно – деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной техники. Стандарты нового поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Деятельностный подход к образовательному процессу, применение практико - ориентированных технологий, проектирование, позволяют эффективно добиваться требуемых государственным стандартом личностных, предметных, метапредметных результатов.Ведущей целью Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения выступают не предметные, а личностные результаты. Отныне, вместо простой передачи знаний, умений, навыков, в приоритет ставится личность ребенка, способного самостоятельно ставить цели, проектировать пути их решения, анализировать свои достижения и, одновременно, уметь «работать в команде», а значит, обладать коммуникативными способами действий, которые являются универсальными, то есть необходимыми в любом виде совместной деятельности, в том числе учебной. Такие способы действий в федеральном образовательном стандарте начального общего образования называются коммуникативными универсальными учебными действиями.Однако есть существенные отличия на первом (подготовительном) и последнем (заключительном, итоговом) этапах. Они являются особенными, так как осуществляются главным образом одним участником проектной деятельности – педагогом. Именно он выделяет из множества проблем окружающего мира наиболее интересную и актуальную для детей конкретного возраста и подводит учеников к необходимости ее разрешения. Круг этих проблем достаточно обширный, поэтому педагог должен помочь детям сконцентрировать внимание на особо важных задачах. Дети должны четко уяснить, понять и осознать, зачем, почему и каким образом они будут выполнять данный проект, каково значение проекта в их личной и общественной жизни, какова основная цель предстоящей деятельности и каковы способы ее осуществления. Кроме того, необходимо отметить, что, несмотря на общую структуру проектной деятельности, существует множество способов ее организации. Это дает возможность педагогу на каждом из этапов использовать множество методов, которые делают процесс проектной деятельности творческим, интересным, уникальным и неповторимым.Список литературы
  • Алябушева Г.В. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов школьника // Проблемы педагогического образования: сб. научн. статей /Под ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой. – Выпуск 34. – М.: МПГУ, 2009. – С. 106-108.
  • Куракина, Н. Л. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / Н. Л. Куракина, И. С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2010. –191
  • Семенова, Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе // Вестник ТГПУ. — 2012. — No 11. — 73 с.
  • -