Публикации
"Особенности работы по формированию и развитию мелкой моторики рук у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития".
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности работы по формированию и развитию мелкой моторики рук у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития".
Автор: Ченцова Елена Андреевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности работы по формированию и развитию мелкой моторики рук у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития".
Автор: Ченцова Елена Андреевна
Тема: «Особенности работы по формированию и развитию мелкой моторики рук у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития».Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Рука – это своего рода внешний мозг!» Иммануил КантВажно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности. Л. И. ШвецоваОдним из главных направлений работы с детьми-инвалидами является формирование и развитие мелкой моторики. Это очень важно для обучающихся, страдающих тяжелым множественным нарушением, которое характеризуется органическим поражением ЦНС и затрагивает многие аспекты развития, включая интеллект, речь и коммуникацию, общую и мелкую моторику, поведение и сенсорную сферу. В своей работе я использую различные методики и подходы, которые помогают учащимся развивать мелкую моторику, облегчая им тем самым жизнь и увеличивая возможности для социальной интеграции. Тяжелое и множественное нарушение развития характеризуется наличием умственной отсталости, двигательных нарушений, тяжелых нарушений речи, нарушений функций анализаторных систем, повышенной судорожной готовности, расстройств эмоционально-волевой сферы, аутистических расстройств и других нарушений. Такие дети имеют специфические особенности в психофизическом развитии, которые включают медленный темп обучения, высокую утомляемость, непроизвольное внимание, неустойчивость настроения и зависимость работоспособности от погодных и природных изменений. Они также имеют индивидуальные особенности эмоционального и поведенческого характера, серьезные речевые дефекты и различные формы, и глубину недоразвития высших психических функций. Однако каждый ребенок является уникальным, и его особенности должны учитываться при разработке индивидуального подхода к воспитанию и обучению. Недавно дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития были исключены из образовательного пространства, и считались необучаемыми. Однако сегодня проблема включения таких детей в образовательное пространство до сих пор остается одной из наиболее сложных и трудно решаемых. Изучение умственного развития детей со сложными нарушениями включает в себя психолого-педагогическое обследование, которое является важной составляющей комплексного подхода. При этом особое внимание уделяется изучению потенциала ребенка в основных линиях развития и его чувствительности к коррекционному воздействию, то есть к коррекционному обучению. Определение индивидуальных особенностей каждого ребенка помогает создавать оптимальные условия для его развития и включения в образовательный процесс. Для обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития выделяются несколько уровней осуществления деятельности, от совместных действий с педагогом до самостоятельной деятельности обучающегося и сотрудничества ребенка с родителем. Целью образовательной деятельности является переход от уровня, достигнутого ребенком, к тому, что еще предстоит освоить. Для эффективности коррекционной работы целесообразно фиксировать уровень развития ребенка по нескольким показателям в начале и конце года и отслеживать динамику его развития. Основные требования к методике обучения включают использование игровой формы, эмоций и подражательности, предметно-действенного обучения, детальное расчленение материала, постепенное усложнение самостоятельных действий детей, частую смену видов деятельности, повторяемость материала, индивидуальную и дифференцированную работу на уроке, а также эмоциональную положительную оценку малейших достижений ребенка со стороны учителя. Эти требования помогают создавать оптимальные условия для обучения и развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития часто сталкиваются с трудностями в освоении навыков, требующих тонких и дифференцированных движений, таких как удержание карандаша, кисти, застегивание пуговиц и другие. Они могут полностью зависеть от помощи окружающих в проведении гигиенических процедур, одевании, раздевании и кормлении, а во взрослой жизни часто нуждаются в постоянном присмотре и уходе. В таких случаях основным средством поддержки является специальная психолого-педагогическая помощь, которая осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьей ребенка-инвалида. Обучение строится с учетом специфики развития каждого ребенка и типологических особенностей детей с тяжелыми и множественными нарушениями. В работе с такими детьми особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, так как это важно для их полноценного развития. Развитие мелкой моторики позволяет ребенку совершать точные движения кистей рук и пальцев, что необходимо для выполнения повседневных заданий, таких как навыки самообслуживания. Координированные движения мышц пальцев и кистей рук помогают улучшить моторику и навыки ребенка, что в свою очередь дает ему возможность стать более независимым и самодостаточным в повседневной жизни. Мелкая моторика - это сложная комбинация координированных действий между нервной, мышечной и костной системами, при выполнении точных движений кистями и пальцами рук и ног, ко всему этому добавляется зрительная система. Развитие мелкой моторики является очень важной задачей для детей с ТМНР. Массаж, рисование и лепка, пальчиковые игры и игры с мелкими предметами — все эти игры и упражнения помогают развивать мелкую моторику у детей. Работа над мелкой моторикой осуществляется на каждом уроке, задания даются от простого к более сложному. Огромный потенциал для развития мелкой моторики способствуют уроки изо (рисование, лепка, аппликация) и математических представлений. Начинать упражнения лучше с элементов массажа кистей и пальцев рук. Так постепенно, шаг за шагом ребенок достигает более высокого уровня при выполнении заданий. Все проделанные действия с учеником проговариваются педагогом: независимо от наличия или отсутствия нарушений слуха у ребенка. Речь учителя должна быть максимально простой по содержанию.На первых этапах обучения ребенок может просто наблюдать за действиями педагога. Постепенно ребенок привлекается к выполнению упражнений. Все действия повторяются несколько раз. Затем от выполнения совместных действий идет переход к выполнению действий по подражанию, а, как известно, подражание считается одним из условий развития ребенка. Далее ребенок переходит от подражания к действию по образцу и по словесной инструкции. Все этапы работы проводятся достаточно длительное время, особое внимание уделяется при выполнении заданий по словесной инструкции для формирования у учащихся понимания обращенной речи.Для развития мелкой моторики существует множество заданий (рисование, лепка из пластилина, вырезание, конструирование и др.), но не все ученики могут выполнять эти задания в силу своих индивидуальных особенностей развития, поэтому учитель должен подбирать различные упражнения и способы выполнения заданий, доступные конкретному ученику.Для детей с нарушением сложных двигательных актов и с тяжелой умственной отсталостью, задания выполняются с полной физической помощью учителя. Для детей с нарушениями зрения используются предметы более ярких тонов и крупные изображения.Упражнения, которые часто используются на уроках с учащимися:захват и удержание предмета, вложенного в руку (используются предметы различной формы, фактуры, материала); перекладывание предмета из одной руки в другую, из одной емкости в другую; бросание предмета в различные емкости; сжимание и разжимание поролоновой губки, мяча, ваты; разрывание бумаги на ленточки, сминание бумаги, разглаживание бумаги; работа с пластилином: разминание, расплющивание, раскатывание; катание различных мячей, катание валиков, обтянутых различными материалами по столу; нажатие на кнопки, клавиши; игры с мозаикой, крышками; сенсорные пальчиковые дорожки; поднимание с поверхности различных предметов. В первую очередь, учебный процесс должен доставлять учащемуся радость, и прежде, чем приступать к выполнению задания учитель сначала знакомит ребенка с предметами, с которыми они будут работать, рассказать, что они будут делать, а затем переходить к выполнению упражнения. Стимулом повышения качества работы служит похвала и оценка деятельности учащегося.Мною были изучены, отобраны и апробированы педагогические методики, способствующие развитию мелкой моторики рук у детей с ТМНР. В коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ТМНР, нуждающихся в паллиативной помощи необходимо в первую очередь учитывать такую направленность по развитию мелкой моторики как: нормализация мышечного тонуса (снятие спастичности мышц) и развитие двигательных функций руки.Нормализация мышечного тонуса.При повышенном тонусе важно снять напряжение в кисти и напряжение мелких мышц. Используется расслабляющий массаж (поглаживание, пошлепывание, контрастные процедуры: холод-тепло, использование массажных щеток, мячей, игры с грецкими орехами, желуди, шишки и др.). Нужны релаксирующие упражнения.При пониженном тонусе – тонизирующие упражнения (сжимать – разжимать резиновую игрушку, мяч, эспандер).Развитие двигательных функций руки (способность к разным видам захвата, моторной ловкости, координации движений обеих рук, к выполнению серии движений, к переключению с одного движения на другое)В своей работе я использую комплекс развивающих занятий, который включает элементы театральной деятельности. Такой комплекс помогает ученикам не только развивать моторику, но и улучшать коммуникативные навыки и общение с окружающими (педагогами и близкими). Цель: развитие мелкой моторики у учащихся с ТМНР через интеграцию разных видов деятельности с использованием методов игротерапии, драматизации. Например, при работе с пластилином на уроке изо, структура организации учебного процесса по развитию и формированию мелкой моторики строится следующим образом: Организационный момент. Пальчиковая игра с речевым сопровождением. Задания для развития пальцев и моторики рук:Например: Массаж Су-Джи терапии. Ежик колит нам ладошки, Поиграем с ним немножко, Ежик нам ладошки колит Ручки нам лепить готовит. Занимательные упражнения по логоритмике, потешки и другое по теме урока. Основная часть. Сюрпризный момент (загадка, встреча с героем и т.п.) Работе с пластилином (красками или бумагой). Игра с пластилином предлагалась в следующей последовательности: Разогрев, размяв руками пластилин; Скатать из пластилина шарики круговыми движениями ладоней рук; Расплющить шарики большим или указательным пальцем; Повторить первое упражнения. А затем раскатать шарики и прямолинейными движениями рук от себя к себе, как колбаска, рулет. Ученику предлагается образец работы, картинки, этапы. Совместно с педагогом, методом «рука в руке» осуществляется работа. Для поддержания игрового интереса целесообразно использовать стихотворения. «Я леплю из пластилина» Пластилин я в руки взял, Мял, давил, крутил, слеплял.Перемазал им все руки, Своей воле покорял. Вроде бы всё так легко, Взял кусок, потом ещё, Вместе их соединил, Вот и что-то получил. Гладил, форму улучшал, Где неровно поправлял, Руки вытер, оценил, Наконец-то завершил. (Л. Серебрякова) III. Подведение итогов, рефлексия. Работа с пластилином помогает массировать пальцы и благотворно влияет на определенные отделы головного мозга. Обучающиеся создают персонажей, лепят овощи, фрукты, работают в технике пластилинографии или по трафаретам, создают природные явления действительности и многое другое. Такой подход помогает разнообразить уроки и сделать их более увлекательными для обучающихся с ТМНР. Моя работа показала, что использование элементов театральной деятельности вместе с упражнениями для развития мелкой моторики является эффективным методом работы с учащимися с ТМНР. Он помогает улучшить их коммуникативные навыки и дает возможность проявить творческий потенциал. Выводы: Формирование мелкой моторики у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью является важной задачей, которая имеет позитивное влияние на их повседневную жизнь. Это способствует не только улучшению навыков, но и повышению их уверенности. Применение игровых и индивидуальных методов работы, интеграция различных видов активности, а также внимание к проблемам индивидуального характера, могут упростить процесс обучения и сделать его более эффективным.Формирование мелкой моторики у обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью должно быть целостным и обдуманным процессом.Развитие мелкой моторики и координации движений рук проводится в доступной игровой форме, без скуки и переутомления. Систематичность занятий и их регулярность играют большое значение, поскольку только тогда можно рассчитывать на наилучший результат. Тем не менее, каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода и адаптации под свои нужды. Данные занятия позволяют развивать у детей тонкие, контролируемые движения рук, обогащать кругозор и словарный запас, а также улучшать эмоциональный фон и контакт с педагогами. Такой подход помогает обучающимся с ТМНР преодолевать трудности и достигать оптимального развития.Таким образом, можно отметить, что в основу работы с данной категорией учащихся положены следующие условия:эмоциональный контакт с ребенком и индивидуальный подход к нему; обеспечение ребенку чувства безопасности; привлечение ребенка к постепенному участию в работе; содержание и материал заданий подбирается не по возрасту, а по возможностям ребенка; дозировка заданий дается в соответствии с возможностями ребенка; постепенное увеличение продолжительности занятий и их усложнение; многократное повторение и закрепление материала; поощрение и помощь ребенку; индивидуальный подбор поз ребенка для уроков. Исходя из вышесказанного, видно, что реализация индивидуального подхода в содержании и использовании различных приемов работы по развитию мелкой моторики и систематических занятиях с детьми с множественными нарушениями в развитии позволяет достичь, на мой взгляд, определенных успехов в развитии учащихся с ТМНР. Радость успехам ребенка, похвала, все это дает положительную динамику, тем более что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи и мышления ребенка.
