Публикации "Организация предметно-пространственной развивающей среды группы для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Организация предметно-пространственной развивающей среды группы для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Елена Николаевна Ходячих

Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учрежденииУДК 373.2Ходячих Елена Николаевнавоспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 41»г. Белгородe-mail: hodyachihelena@yandex.ruОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГРУППЫ ДЛЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИАннотация. В статье обосновывается актуальность создания предметно-пространственной развивающей среды, способствующей ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Приводится описание оснащения уголков группы и возможностей применения этого оснащения в целях ранней профориентации детей, раскрывается соответствие созданной среды требованиям ФГОС ДО.Ключевые слова: ранняя профориентация, старший дошкольный возраст. дети с тяжелыми нарушениями речи, предметно-пространственная развивающая среда, профессии. Актуальность социально-коммуникативного развития у детей дошкольного возраста отражается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в котором выделяется образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» [5]. В рамках ее реализации решаются задачи трудового воспитания детей, в число которых входят задачи, связанные с ранней профориентацией. Применительно к старшему дошкольному возрасту эти задачи состоят в формировании у детей представлений о профессиях и трудовых процессах, в привитии бережного отношения к процессу и результатам труда взрослых (5 – 6 лет), в формировании преставлений о труде как социально значимой сфере жизни людей, о многообразии профессий и видов труда, в развитии ценностного отношения к труду взрослых (6 – 7 лет) [4].Указанные задачи решаются в процессе дошкольного образования как детей с нормативным развитием, так и детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей с тяжелыми нарушениями речи. Для них ранняя профориентация имеет высокую значимость, поскольку способствует реализации их позитивной социализации как одного из принципов их образования и воспитания [3].Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в создании специальных условий получения дошкольного образования. Одним из них в программном содержании названо создание предметно-пространственной развивающей среды, которая учитывает их психофизические особенности [3].С учетом сказанного выше, в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 41» г. Белгорода в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи была создана предметно-пространственная развивающая среда, способствующая решению задач, связанных с ранней профориентацией. Она учитывает особенности развития детей данной категории, в первую очередь, особенности их речевого развития, заключающиеся в трудностях овладения звуковой и смысловой сторонами речи. В разных уголках (зонах, центрах) группы представлены игровые, дидактические материалы по ранней профориентации, которые могут быть использованы не только в целях ознакомления детей данной категории с миром профессий, но и в целях коррекции недостатков их речевого развития – звукопроизношения, лексики, лексико-грамматического строя, связной устной речи.Книжный уголок содержит произведения детской художественной литературы о профессиях: А Барто «В кошачьей неотложке», «Штукатуры», Песня моряков»; О. Емельяновой «Врач», «Портниха» «Спортсмен», «музыкант»; Б. Заходера «Слесарь», «Повара», «Шофер», «Строители»; Г. Ладонщикова «Звездочка»; С. Маршака «Пожар», «Почта», «Как печатали вашу книгу»; С. Михалкова «В парикмахерской», «Дядя Степа – милиционер», «Фокусник»; Э. Мошковской «Капитан», «Кондитер», «Клоун»; Н. Носова «Незнайка и его друзья»; М. Пожаровой «Водитель», «Маляр», «Воспитатель»; Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», «Пожарный»; В. Талызина «Чистотой встречает дворник»; С. Черткова «Доярка», «Ветеринар», «Летчик», «Повар», «Пограничник», «Столяр», «Художник»; К Чуковского «Айболит». Помимо этих литературных произведений, книжный уголок был пополнен серией иллюстраций (иллюстрациями к произведениям, предметными и сюжетными картинками, изображающими труд людей разных профессий). Наполнение книжного уголка позволяет вести с детьми работу по ознакомлению с тематической художественной литературой и по развитию речи, в частности по обогащению словаря лексикой, связанной с разными профессиями, по развитию лексико-грамматического строя речи (верному употреблению грамматических форм), по совершенствованию связной диалогической (беседы о профессиях по прочитанному) и монологической (пересказ произведений, рассказ на основе прочитанного) речи.Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи оснащена телевизором с возможностью подключения флеш-накопителя. Это расширяет возможности по ранней профориентации детей. В частности, в группе имеются электронные картотеки на цифровых носителях: «Люди разных профессий (предметные картинки)», «Труд людей разных профессий (сюжетные картинки, серии сюжетных картинок)», «Мультфильмы о труде», «Разные профессии (короткие видеоролики)», «Интерактивные загадки о профессиях и орудиях труда». Материалы электронных картотек органично включаются в разные виды деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи – непосредственно образовательную (занятия по познавательному и речевому развитию), игровую (дидактические игры по теме труда людей), проектную (краткосрочные проекты по ознакомлению с профессиями). В музыкальном уголке группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи представлены бутафорские и звучащие музыкальные инструменты, иллюстративный материал и другое оборудование, помогающие знакомить детей с профессиями людей, посвятивших себя служению музыкальному искусству (певца, композитора, музыканта (пианиста, балалаечника, барабанщика, скрипача, трубача и т.д.), настройщика музыкальных инструментов, танцора, актера). На флеш-накопителе систематизированы песни о некоторых профессиях для слушания: «Садовод», «Хорошая машина, четыре колеса…», «На дороге светофор…», «Песенка про грузовик», «Геологи», «Шахтер», «Водитель», «Хлебопек», «Продавец» (музыка Ю. Кудинова, слова Е. Щепотьевой, Ю. Кудинова, исполнение Ю. Кудинова, К. Коробковой).В уголке развития речи имеются подборки пословиц и поговорок о труде, загадок о профессиях, инструментах и орудиях труда, которыми пользуются люди разных профессий. Здесь же имеются авторские дидактические игры: «Угадай профессию», «Подбери инструмент (орудие труда)», «Что перепутал художник», «Четвертый лишний (какой предмет не подходит к данной профессии)», «Расскажи о профессиях своих родителей». Использование наполнения этого уголка помогает знакомить детей с миром профессий и развивать их речь, обогащая ее лексикой, связанной с разными профессиями. Силами родителей создан фотоальбом «Профессии в моей семье», листая страницы которого, дети рассказывают друг другу об особенностях профессионального труда членов своей семьи. Для совершенствования звукопроизношения, развития дикции в этом уголке есть специальные речевые игры на произнесение сложных в артикуляционном плане слов (ветеринар, дрессировщик, железнодорожник, композитор, пожарный, скульптор, телеведущий, тракторист, хореограф, экскаваторщик и т.д.).В театральном уголке группы для детей с тяжелыми нарушениями речи собраны костюмы и атрибуты, позволяющие детям перевоплощаться в людей разных профессий. В уголке имеются костюмы парикмахера, врача, медсестры, строителя, пожарного, спасателя, военного, полицейского, продавца, почтальона, повара, клоуна, космонавта, есть также элементы костюмов – военные пилотки, бескозырки и воротнички моряков, сумка военной медсестры, чемоданчик ветеринара, строительные каски, берет художника.Уголок творчества включает разные материалы для детского творчества, предметные и сюжетные картинки, знакомящие детей с профессиями в области изобразительного искусства (художник, иллюстратор, скульптор, архитектор, дизайнер, экскурсовод), раскраски, изображающие представителей разных профессий. Содержание этого уголка позволяет не просто вовлекать детей с тяжелыми нарушениями речи в продуктивную творческую деятельность, но и создавать условия для того, чтобы они побывали в роли скульпторов (лепка из пластилина, глины), художников (рисование красками, карандашами, пастелью, рисование в нетрадиционных техниках), архитекторов (создание макетов зданий, мостов из бумаги, картона, конструктора), иллюстраторов (рисование по прочитанным литературным произведениям), флористов (создание композиций из природных материалов), экскурсовода (рассказ о выполненных детьми работах и представленных на выставке) и т.д. Такая творческая работа ценна и в плане развития моторики, стимулирующей овладение речью. В уголке природы дети с тяжелыми нарушениями речи в процессе наблюдений за природой и труда в природе знакомятся с такими профессиями, как биолог, эколог, агроном, метеоролог. Уголок сюжетно-ролевых игр в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми включает в себя разнообразие игр для девочек и мальчиков: «Семья», «Больница», «Аптека», «У ветеринара», «Магазин», «Салон красоты», «Строители», «Автомастерская», «Спасатели», «Полиция», «Почта», «Путешествие на автобусе», «Теплоход», «Кафе», «Армия», «Цирк», «В театре», «Космодром» и др. Для организации этих игр используется оснащение других уголков. Например, в сюжетно-ролевой игре «Кафе» дети исполняют роли посетителей, официантов, буфетчика, шеф-повара, поваров, кассира, музыкантов и певца. Примерить на себя образы людей этих профессий им помогает рассматривание иллюстраций и предварительное проведение дидактических игр, содержащихся в уголке развития речи, костюмы и атрибуты из театрального и музыкального уголков. Организация сюжетно-ролевой игры «Картинная галерея» позволяет детям побыть в роли художников, создавая картины; корреспондент берет у некоторых художников интервью для статьи в газете, а экскурсовод встречает в галерее посетителей (детей другой группы, родителей) и рассказывает о выставке и труде юных художников. Созданная в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи предметно-пространственная развивающая среда для ранней профориентации соответствует всем требованиям ФГОС ДО [1; 2]:- насыщенность среды выражается в том, что она включает в себя разнообразные уголки, игрушки, игровое оборудование, дидактические материалы, технические средства обучения. Наполняемость среды позволяет осуществлять игровую деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические игры по тематике профессий), непосредственно образовательную деятельность (включать в занятия по всем образовательным областям материал, связанный с профессиями и трудом взрослых), продуктивную деятельность (создавать творческие продукты), коммуникативную деятельность (осуществлять речевое общение по темам, связанным с трудом людей разных профессий), трудовую деятельность (побуждать детей выполнять отдельные действия и операции. характерные для той или иной профессии); - трасформируемость среды находит выражение в том, что наполнение уголков можно с легкостью менять в зависимости от того, с какими профессиями дети знакомятся на данный момент;- полифункциональность среды проявляется в том, что ее наполнение может использоваться для решения сразу нескольких задач, например, наполнение театрального уголка используется не только для театрализации, но и для организации сюжетно-ролевых игр по определенным профессиям, наполнение уголка развития речи позволяет. развивая речь на определенном вербальном материале, расширять и систематизировать преставления о мире профессий;- вариативность среды выражается в том, что одно и то же оснащение позволяет создавать разные варианты знакомства детей с миром профессий;- доступность среды проявляется в том, что все ее наполнение, связанное с миром профессий, дети могут свободно брать и использовать в соответствии со своими интересами в разных видах деятельности;- безопасность среды выражается в том, что все оснащение группы соответствует санитарным и гигиеническим требованиям. Таким образом, созданная в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 41» г. Белгорода предметно-пространственная развивающая среда позволяет:- расширить опыт воспитателя по формированию у детей представлений о профессиях;- обогатить представления детей о труде взрослых, об их производительном и обслуживающем труде;- создать разнообразные образовательные ситуации по ознакомлению детей с конкретными профессиями взрослых, показать детям связи между профессиями;- использовать ее наполнение для совершенствования произносительной стороны речи детей, обогатить словарь детей лексикой, отражающей профессиональный труд людей, сформировать умение грамматически верно использовать ее в своей речи, научить продуцировать связные высказывания (повествование, пересказ, рассказ, описание, рассуждение) по теме мира профессий.ЛИТЕРАТУРА
  • Илюхина Ю.В. Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде детского сада // Вестник науки. 2023. № 12 (69). – Т. 12. С. 695 – 704.
  • Письмо Минпросвещения России от 13.02.2023 ТВ-413/03 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования содержание»). – URL: .
  • Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. 1022. – URL6 .
  • Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. 1028. – URL: .
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. 1155. – URL: .