Публикации
Воспитательное воздействие физической культуры и спорта.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитательное воздействие физической культуры и спорта.
Автор: Агапов Олег Евгеньевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитательное воздействие физической культуры и спорта.
Автор: Агапов Олег Евгеньевич
Тренер-преподаватель МБУДО СШОР №13 «Волгарь» Агапов О.Е.Воспитательное воздействие физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт обладают значительным воспитательным потенциалом, о чём свидетельствуют многочисленные примеры из спортивной практики. Однако, к сожалению, встречаются и негативные явления в поведении отдельных спортсменов, от учащихся спортивных школ до известных мастеров спорта. Это указывает на то, что занятия спортом не всегда оказывают исключительно положительное влияние на формирование личности молодого поколения. Основной причиной подобных явлений является не сам спорт, а личность тренеров и преподавателей физической культуры, их квалификация и умение использовать спорт как средство воспитания. Тренеры справедливо подчеркивают, что спортивные результаты являются лишь одним из аспектов работы с юными спортсменами. Прежде всего, тренер - это педагог, а уже потом тренер. Можно выделить два типа спортсменов: "человек долга" и "человек-одиночка". Оба типа демонстрируют умение побеждать, как себя, так и соперников. Однако, их мотивы принципиально различны. Спортсмена "долга" движет чувство ответственности перед тренером, командой, Родиной. Для "человека-одиночки" характерны негативные мотивы: озлобленность, неприязнь к соперникам, стремление к победе любой ценой. Безусловно, подобное поведение может оказывать негативное влияние на юных спортсменов. Важно отметить, что такие типы спортсменов формируются под воздействием тренерской работы, а точнее, ошибок в этой работе. К сожалению, и среди тренеров встречаются представители обоих типов. Это свидетельствует о том, что спорт может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на развитие личности. Чтобы спортивная деятельность стала по-настоящему воспитательным фактором, необходимо соблюдать ряд условий:- Общественная значимость: Занятия спортом должны быть направлены на достижение общественно полезных целей, принося пользу коллективу и государству.- Педагогический приоритет: Основным результатом спортивной деятельности должен быть педагогический эффект, а не просто физическое развитие. Спортивные упражнения должны способствовать развитию интеллектуальных и нравственных качеств, совершенствованию волевых и физических способностей.- Инициатива и творчество: Спортивная деятельность должна строиться на основе инициативы и творчества, что способствует формированию самостоятельности в принятии решений.- Интерес и увлеченность: Занятия спортом должны быть интересными и увлекательными, чтобы вызвать у спортсменов глубокий и устойчивый интерес к этой деятельности.- Конструктивные методы воздействия: Наказания не должны вызывать отвращения к тренеру или самой деятельности. Перед применением наказания тренер должен тщательно взвесить его последствия.- Личный пример тренера: Тренер должен быть примером для своих учеников, поскольку юные спортсмены подражают им в поведении, отношении к друзьям, труду и т.д.- Сплочённый коллектив: Благоприятные условия для воспитания молодежи складываются в сплоченном коллективе с высоким уровнем общественного сознания.- Учёт возрастных особенностей: Воспитательный процесс должен учитывать возрастные особенности личности. Соблюдение всех перечисленных условий позволит сделать спортивную деятельность одним из важнейших факторов воспитания подрастающего поколения.
