Публикации
Исследовательская деятельность студентов на примере работы кружка технического творчества
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательская деятельность студентов на примере работы кружка технического творчества
Автор: Ткачева Татьяна Юрьевна Какулин Андрей Николаевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательская деятельность студентов на примере работы кружка технического творчества
Автор: Ткачева Татьяна Юрьевна Какулин Андрей Николаевич
Исследовательская деятельность студентов на примере работы кружка технического творчества1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КРУЖКАСовременное обучение требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.Программа кружка предназначена для студентов всех курсов, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у обучающихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.Программа кружка позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Кружок способствует развитию и поддержке интереса студентов к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебных занятий, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности студентов, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности.Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству студентов и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.1.1. Для достижения поставленной цели, в рамках работы студенческого научно-исследовательского кружка, решаются следующие задачи:1. Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.2. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ.3. Развитие у студентов навыков публичного выступления и самообразования, необходимых для защиты выпускных квалификационных работ, а также в последующей профессиональной деятельности.4. Мотивация студентов на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности.5. Обучение студентов принципам организации подготовки научно-исследовательских отчетов и проектов.6. Воспитание интереса к изучаемым предметам естественнонаучного цикла.7. Формирование умения анализировать и интерпретировать информацию, обобщать, делать выводы, разрабатывать проект, развивать умение самостоятельной работы.8. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения физических и математических знаний.9. Использование различных источников информации, способствующих формированию навыков со справочной литературой.10. развитие коммуникативных, проектных, презентационных умений и навыков.11. Развитие внимания, памяти, воображения, мышления, сообразительности, творческой активности.1.2. Приоритетные направления студенческого научно-исследовательского кружка:1. Знакомство студентов с опытно-экспериментальной и исследовательской деятельностью.2. Выявление склонностей, способностей и интересов студентов к различным видам деятельности.3. Формирование положительного отношения к науке и образовательной системе в целом.4. Развитие познавательных интересов студентов в области естественных наук.5. Формирование исследовательских навыков.6. Создание условия для развития творческого и исследовательского потенциала студентов.Студенческий кружок не только способствует активной научной деятельности обучающихся, но и помогает выявить наиболее талантливых, способных и деятельностных студентов.1.3. Результаты занятийВ результате работы по программе кружка студенты должны:Уметь:Выделять объект исследования. Разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы. Выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку. Работать в группе. Пользоваться словарями, энциклопедиями, другими учебными пособиями. Знать:Структуру учебно-исследовательской деятельности. Понятие цели, объекта и гипотезы исследования. Основные источники информации. Правила оформления писка использованной литературы. Способы презентации исследования. Количество часов на освоение программы:Программа научно-исследовательского кружка разработана на 72 часа.2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО КРУЖКА2.1. Объем программы и виды работ2.2. Учебно-тематический план кружковых занятий3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ3.1. материально-техническое обеспечениеДля реализации программы научно-исследовательского кружка «Квант» требуется наличие учебного кабинета для естественнонаучных дисциплин.Оборудование учебного кабинета:посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; учебная доска; учебная мебель. Технические средства обучения:мультимедийный проектор; компьютер; экран; аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к занятиям кружка в виде слайдов и электронных презентаций. 3.2. Информационное обеспечение деятельности кружкаПеречень используемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.Основные источники:Пехальский, А.П. Устройство автомобилей : учебник для СПО / А.П. Пехальский, И.А. Пехальский. – 9-е изд., испр. - М.: Академия, 2022. Геленов, А.А. Автомобильные эксплуатационные материалы. – М.: Академия, 2015. Власов, В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей учебник. - 11-е изд. – М.: Академия, 2020. Петросов, В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: учебник для СПО. – М.: Академия, 2021 3.3. Кадровое обеспечение деятельности кружкаКвалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанных в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах. Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в п. 1.5. ФГОС.Приложение 1Структура исследовательской деятельности студентовПриложение 2Этапы информационного поиска.Определение информационного запроса. Поиск и локализация информации. Критическая оценка полученной информации. Сравнение информации, полученной из разных источников. Презентация полученных результатов. Подготовка отчета. Технология защиты учебно-исследовательской работы.Выступление автора с докладом (10 мин). Вопросы участников конференции и ответы автора. Вопросы членов жюри и ответы автора. Выступление обучающегося-рецензента с отзывом о работе. Ответы на замечания рецензента. Обмен мнениями о работе и рекомендации. План доклада по результатам учебно-исследовательской деятельности.Приветствие. Тема учебно-исследовательской работы. Актуальность темы учебно-исследовательской работы. Цель и задачи учебно-исследовательской работы. Гипотеза учебно-исследовательской работы. Значимость учебно-исследовательской работы. Объект и предмет исследования. Этапы учебно-исследовательской работы. Результаты учебно-исследовательской работы. Выводы учебно-исследовательской работы. Приложение 3Требования к содержанию учебно-исследовательской деятельности.Приложение 4Виды исследовательских работПриложение 5Терминологический словарьПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.ТЕМА – отражает характерные черты проблемы.ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.Алгоритм, анализ, абстракция и апробация. Библиография. Внедрение. Гипотеза исследования. Дедукция, деятельность. Закон, закономерность. Индукция, историзм, индикатор, исследование. Концепция, креативность, критерий. Метод, моделирование, мониторинг. Наблюдение, новация, новшество, наука. Обобщение, объект, опыт. Проект. Предмет исследования, принцип. Рецензия, рефлексия. Сравнение, синтез, системный анализ. Теория, творческий подход, технология. Факт. Эксперимент. Приложение 6Принципы подбора тем исследовательских проектовТемы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований реализуется как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. Особое внимание надо обратить на то, что студенты, выполняющие учебное исследование, зачастую не видят разницы между докладом, рефератом и собственно исследовательской работой. Студенты и руководители учебного исследования должны знать, какие виды творческих работ могут иметь место в учебном исследовании.Общие требования к исследовательской работе студентовУчебное исследование студента должно соответствовать следующим требованиям: Четко сформулирована цель исследования. Выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования. Определены задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута. Приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме. Описано, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы (методика исследования, которая описывается в тексте). Представлены собственные данные, полученные в результате исследования. Описание исследования должно демонстрировать глубину знания автором (группой авторов) избранной области исследования. Исследование должно соответствовать установленным формальным критериям. Исследование должно демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора. Проблема, затронутая в работе, должна быть оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение). Работа должна завершаться выводами, в которых излагаются результаты исследования, и защитой. Защита – итог исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. В педагогической литературе, изучающей вопросы учебного исследования, встречаются следующие виды творческих работ обучающихся:информационно-реферативные; проблемно-реферативные; экспериментальные; природно-описательные; исследовательские. Информационно-реферативные работы – это работы, содержание которых основано на одном или нескольких литературных источниках, подтверждающих излагаемую автором информацию, и посвящено исследованию или описанию какой-либо одной темы или проблемы. Название такой работы достаточно простое, оно отражает описание той проблемы, которую исследует автор. К примеру, название информационно-реферативной работы может иметь такое название «Исторические памятники моего города».Проблемно-реферативные творческие работы – это работы, содержание которых основано на нескольких литературных источниках, где описываемая проблема рассматривается с различных точек зрения и от автора требуется не только осмысление и сопоставление данных точек зрения, но и собственная трактовка исследуемой проблемы.Экспериментальные работы – это работы творческого характера, в которых может быть описан и дан свой анализ уже известному научному эксперименту и его результатам, а также на основе данного эксперимента может быть проведен свой эксперимент в зависимости от решаемой в ходе эксперимента проблемы.Природно-описательные работы – это работы, в основе которых лежит наблюдение природных процессов и явлений и их качественное описание. К таким работам, в первую очередь, относятся работы экологической направленности.Исследовательские работы – это работы, в основу которых положено не только сопоставление точек зрения на одну и ту же проблему различных литературных источников, но и использование научной методики, с помощью которой может быть получен экспериментальный материал. На основании данного экспериментального материала делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью исследовательской работы является то, что заранее нельзя предсказать результат, который может получиться в ходе исследования.Приложение 7Работа с литературными источниками
