Публикации Педагог как наставник-навигатор в профессиональном становлении студентов

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагог как наставник-навигатор в профессиональном становлении студентов
Автор: Федоренко Ирина Валерьевна

Педагог как наставник-навигатор в профессиональном становлении студентовФедоренко Ирина Валерьевна,преподаватель, ОГБПОУ «Томский политехнический техникум»Аннотация: в статье рассматривается практика наставничества «педагог-студент» в среднем профессиональном образовании.  Рассмотрены формы реализации программы наставничества, показаны особенности работы в разных группах и результаты подготовки студентов.Ключевые слова: реализация программы наставничества, обучающиеся, практика, профессиональные компетенции.«Человек устроен так, что когда что-то зажигает его душу, все становится возможным».ЛафонтенЕсли знания можно получить по книгам или онлайн-курсам, а практический опыт, например, поменять задвижку или отработать последовательность действий можно на практике, то желание все это сделать, научиться, работать и развиваться в выбранном направлении может вызвать педагог, владеющий соответствующими знаниями и опытом.Поэтому важную роль в профессиональном становлении студентов являются преподаватели специальных профильных дисциплин. Свою работу им необходимо выстраивать так, чтобы были решены следующие задачи:- проявление и удержание интереса к выбранной профессии;- адаптация на предприятии, в том числе процессы коммуникации с работниками;- компетенции в применении теоретических знаний в практической деятельности.То есть педагог как наставник-навигатор мотивирует, информирует, обучает, корректирует ошибки, осуществляет обратную связь с обучающимися.Наставник-навигатор может работать с разными группами студентов. Это бюджетные группы на базе 9 и 11 классов и коммерческие группы. В каждой из этих категорий есть свои особенности и нужен разный подход. В коммерческих группах с целью привлечения и удержания внимания к предмету иногда приходится начинать обучение с простейших навыков: умения составлять конспект, выполнять элементарные арифметические действия. Главное - пробудить интерес к предмету и профессии. В бюджетных группах 9 классов как правило обучаются студенты с высокими баллами в аттестатах, пожелавшие попасть на престижную специальность с бесплатным обучением, но иногда слабо понимающих специфику профессии. Здесь главное информировать и обучить. Бюджетные группы на базе 11 классов традиционно сильные, но есть пришедшие вследствие неудач при поступлении в Вузы. Поэтому при работе с ними главная задача-заинтересовать, удержать, смотивировать на дальнейший профессиональный рост. В Томском политехническом техникуме разработана и реализуется целевая модель наставничества «Шаги к успеху», включающая систему условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества по всем формам. В работе возможно применение различных форм реализации программы наставничества. Прежде всего, это практико-ориентированное обучение, решение ситуационных задач, защита практических работ, которые готовят студентов к успешному прохождению собеседования и трудоустройству на практику.Многие Вузы проводят олимпиады и конференции, в которых возможно участие студентов техникума. Например, ежегодные олимпиады по геологии Томского политехнического университета или международный симпозиум им. Академика Усова. Участие в таких престижных конкурсах помогает увидеть студентам новые высоты, а призовые места добавляют баллы при поступлении в ВУЗ.Проект «ПрофстажировкиФ» заключается в том, что студент выбирает кейс, предложенный работодателем и решает производственную задачу. Результатом такой работы может быть приглашение на практику с дальнейшим трудоустройством.Традиционные встречи в рамках «Недели работодателей» в стенах техникума и экскурсии на производство знакомят студентов с ведущими компаниями нефтегазовой отрасли региона и соседних областей. Практика студентов является основой профессиональной подготовки, позволяет освоить современное оборудование и технологии производства, овладеть комплексом компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.Учебная практика – получение первичных профессиональных умений и навыков для последующего освоения профессиональных компетенций по избранному направлению подготовки и способствует прохождению производственной практикиПроизводственная практика – получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. По результатам прохождения производственной практики проводиться конференция «Мой практический опыт». Ее цель-развитие профессиональной самостоятельности, навыков делового общения и владения профессиональной терминологией. Участниками являются студенты, приехавшие с практики, а экспертами - студенты младших курсов. Студентам, проходившим практику, необходимо оформить письменную часть отчета, приготовить сообщение и презентацию согласно методическим указаниям. Они представляют свои презентации и доклады, в которых рассказывают об условиях и видах работ, выполняемых на практике, делятся своими впечатлениями, делают выводы, отвечают на вопросы. Студенты младших курсов задают интересующие их вопросы о предстоящей практике и компаниях. Ключевые вопросы к докладчикам: «Что пригодилось на практике? Чего не хватало?».Результаты реализации программы наставничества: -высокая оценка теоретической и практической подготовки студентов работодателями фиксируется в «Дневнике производственной практики» каждого студента;-высокие результаты защиты дипломных проектов (качественный показатель в 2024 году по специальности «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» составил 99 %, из них 52 % дипломов с отличием);-трудоустройство выпускников и студентов старших курсов -9 человек или 18% имели трудовые договора после прохождения практики;оммуникации с выпускниками прошлых лет (личная переписка, поздравления с праздниками, информирование о профессиональных достижениях и победах, встречи в техникуме, консультирование по теоретическим вопросам при подготовке к конкурсам «Лучший по профессии»).Таким образом, педагог как наставник-навигатор в профессиональном становлении студентов играет ключевую роль в создании благоприятной образовательной среды, помогает учащимся успешно овладеть профессиональными компетенциями, ориентироваться в их карьерном пути, предоставляет поддержку, советует и направляет.Список литературы:1. Беляева, С. С. Роль и значение наставничества в профессиональной деятельности педагога // Наставничество для профессионалов будущего: сб. матер I всерос. науч-практ. конф. (Томск, 21-22 авг. 2020 г.). - Томск : ООО «Интегральный переплет», 2020.2. Закаблуцкая, Е. Молодой специалист и наставник-премудрости тандема [Электронный ресурс].-2009-Режим доступа: (дата обращения 16.10.2024г.)
-