Публикации Статья "Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья "Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Мельникова Любовь Леонидовна

Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.Говорить умеют все, но лишь немногие владеют правильной и грамотной речью. В общении мы используем речь как мост для передачи своих мыслей; это уникальный дар, разделяющий человека от других обитателей земного шара. Именно через общение мы реализуем себя как личность. Дошкольный возраст является временем активного речевого развития, овладение родным языком — одним из важнейших достижений этого периода, основой воспитания и обучения. Л.С. Выготский подчеркивал, что интеллектуальное развитие ребенка тесно связано с речью. Игровая деятельность, любимая детьми, позволяет в процессе игры общаться, познавать новое и развивать мышление. Дидактические игры, являясь мощным инструментом речевого развития, повышают эффективность воспитания в детском саду. Они способствуют активизации словаря, развитию логики, артикуляции и диалогической речи. Все виды дидактических игр - от игр с предметами до настольно-печатных - важны для формирования речевых умений и навыков, принося в образовательный процесс радость и увлечение.Воспитание речевых навыков у детей является одной из основных целей, достигаемых в учреждениях дошкольного образования. Для более эффективного освоения информации и развития правильной коммуникации важно применять методики и инструменты, способствующие глубокому поглощению знаний в указанной сфере. Наиболее эффективным инструментом для развития речевых навыков у детей дошкольного возраста выступает образовательная игра. Внедрение образовательных игр в работу детских садов увеличивает результативность процесса воспитания и образования.Как писал Л.С. Выготский: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».Известно, что игра является основным видом деятельности детей. В процессе игры малыши взаимодействуют друг с другом, узнают новое, учатся общаться, развивают мышление и речь. «Без игры невозможно полноценное умственное развитие. Игра – это яркое окно, через которое в сознание ребенка проникает поток знаний, представлений и понятий. Она – искра, которая пробуждает любопытство и стремление к познанию». В. А. Сухомлинский.Развитие речи у дошкольников представляет собой одну из ключевых задач, решаемых в рамках дошкольного образования. Для успешного освоения материала и формирования правильной речи важно применять методы и инструменты, способствующие эффективному усвоению знаний в этой сфере. Одним из наиболее действенных средств в развитии речи детей является дидактическая игра. Внедрение таких игр в образовательный процесс детского сада значительно повышает результативность воспитательной и обучающей деятельности.Дошкольное педагогическое воспитание через игровые методы: образовательные игры как инструмент формирования речи и глубокого освоения учебных материалов в раннем возрасте. Развитие речевых навыков у дошкольников успешно осуществляется посредством подобного подхода, где систематическое включение интерактивных игр становится залогом качественного усвоения знаний.В процессе игры у детей дошкольного возраста:- повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;- обогащается и активизируется словарь детей;- развивается речевое дыхание и правильная артикуляция, логика речи, связная и образная речь;- совершенствуется диалогическая речь, ее грамотный строй;- развивается внимание, память, мышление, воображение;- дети запоминают большее количество речевого материала.В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В наше время дети больше проводят время за компьютером и телефоном, общение дома детей сведено к минимуму, родители полагают, что достаточно тех занятий по развитию речи, которые приводятся в детском саду, однако, как видно из практики этого недостаточно для формирования речевых умений и навыков. В решении данной проблемы отличным помощником служит дидактическая игра.Игры образовательного характера – живительный ключ к детской энергии: воодушевляют, зажигают искренний интерес и незримо наполняют малышей необходимыми знаниями с мастерским умением. В процессе игры дети активно взаимодействуют друг с другом, выражая свое понимание мира через речь – от формирования грамматических основ до плавного развития связной и диалогической речи. Благодаря такому подходу детская речь становится кристально чистой и понятной. Дидактические игры не только обогащают ум, но и завораживают своей визуальной выразительностью – яркими красками и привлекательным дизайном, что делает их магнитом для маленьких исследователей. Создание подобных игр становится доступным творческим процессом: из подручных материалов рождаются уникальные пособия, в которых дети сами участвуют как соавторы – превращая занятие по созданию игры в захватывающее приключение и стимулирующее развитие.Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.Игры с предметамиВ играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С помощью данных игр дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Данные игры способствуют активизации словаря, развитию памяти, логического мышления.Во время дидактических игр с предметами ребенок учится мыслить, анализировать, сравнивать предметы между собой, он становится более внимательным, расширяется его кругозор, у него улучшается мелкая моторика. Примеры игр с предметами: «Волшебный мешочек», «Радуга».Настольно печатные игрыДанные игры очень нравятся детям, они несут не только развлекательный характер, но и являются отличным помощником в речевом развитии детей. Настольно-печатные игры способствуют развитию связной речи, грамматического строя речи, обогащают словарный запас, развивают воображение, мышление, память.Существуют различные виды настольно-печатных игр, способствующих речевому развитию. Это различные «ходилки, домино, лото, звуковые дорожки, кубики с условными знаками. К таким играм относятся: «Подбери слова к рассказу», «Читаем и составляем рассказ из слов», «Составь рассказ по картинкам», «Звуковые дорожки».Словесные игрыСловесные игры построены на словах и действиях играющих. Данные игры способствуют решать разнообразные мыслительные задачи; описывать предмет, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находить признаки сходства и различия; группировать предметы по различным свойствам, признакам. Данные игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других замечать логические ошибки.Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен никакой реквизит, играть в них можно по дороге в детский сад, в очереди или во время поездки в транспорте.Примеры словесных игр: «Что это за птица (зверь)?» «Придумай небылицу», «Отвечай быстро», «Назови три предмета», «Кто больше назовет предметов?».Следует отметить, что дидактические игры создают широкие возможности для повышения речевой активности у старших дошкольников. Такие игры целенаправлены на развитие умений пользоваться речью как средством общения, на обогащение активного словаря, формирование связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, а также на улучшение звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и развитие звуковой активности.Регулярные занятия с играми играют важную роль в познавательном развитии детей, так как способствуют совершенствованию памяти, особенно в отношении припоминания, а также улучшают произвольное внимание и ускоряют мышление. В результате речь детей становится более четкой, правильной и выразительной. Научные данные показывают, что систематическое использование дидактических игр при обучении речи младших дошкольников обладает высокой эффективностью.
-