Публикации Особенности аккомпанемента в классе скрипки и вокала

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности аккомпанемента в классе скрипки и вокала
Автор: Пашкурова Татьяна Юрьевна

Особенности аккомпанемента в классе скрипки и вокала. Многое из того, что говорилось об аккомпанементе вокалисту, актуально и для аккомпанемента скрипачу, т.к. скрипка тоже «певучий» инструмент. После взятия звук можно усиливать, а вибрация делает звук более выразительным. Роль дыхания выполняет смычок. Есть у этого инструмента и свои особенности.Во-первых, это те скрипичные штрихи, которых нет в фортепианной технике (из основных): деташе, мартэле, пиццикато, спиккато, рикошет. Необходимо показать обучающемуся особенности звукоизвлечения на скрипке, с тем чтобы студент смог в своей игре при необходимости приблизить звучание своего инструмента к скрипичному. Особенно это важно в произведениях, где пианист исполняет роль оркестра и необходима тембровая окраска звука для имитации скрипичного или виолончельного звучания. В случае, когда скрипач использует штрих спиккато, пианист должен играть свое стаккато очень легко, приближая звучание к скрипичному.Только при чутком отношении к скрипичным штрихам и умелой их имитации можно достичь настоящего ансамбля.Во-вторых, необходимо познакомить обучающегося с особенностями настройки скрипки (по квинтам). Обязательно нужно проиллюстрировать тембровую окраску каждой струны: ми – яркий, насыщенный звук,ля - открытый звук,ре – мягкий, матовый звук,соль – виолончельный, густой звук.Пианисту также следует стремиться в своем исполнении к тембровой красочности звука.Скрипка – это инструмент, звучащий, в основном, в высоком регистре, поэтому необходимо больше внимания в аккомпанементе уделять среднему и низкому регистру, чтобы общее звучание было выстроенным и выразительным. И наоборот, нельзя форсировать звучание рояля в верхнем регистре, т. к. это помешает восприятию скрипичной партии.Необходимо тщательно проработать все мелодические линии, подголоски в фортепианной партии, чтобы аккомпаниатор научился слышать дуэт скрипки и фортепиано.Особенного внимание требует исполнение скрипичных флажолетов. Пианист должен дать прозвучать им в полной мере, а не заглушать их.Совместное исполнение аккордов так же требует особых навыков. Часто скрипач исполняет аккорды в разложенном виде, и задача пианиста – сыграть свой аккорд одновременно с верхним звуком аккорда скрипки.Исполнение произведения человеческим голосом неразрывно связано с искусством дыхания. На это нужно обратить особое внимание концертмейстера. Нужно просмотреть произведение вместе с вокалистом и отметить места цезур.Вокальное произведение может быть исполнено певцом очень свободно. Темп и динамика могут значительно меняться от исполнения к исполнению, поэтому концертмейстер должен не только свободно владеть фортепианной партией, но и так же хорошо знать вокальную партию.Художественному осмыслению партии аккомпанемента помогает словесный текст вокальной строчки. Нужно вдумчиво вчитываться в него, чтобы всеми музыкальными средствами передать его содержание, которое влияет на характер исполнения, штрихи, оттенки и т. д.Существует различие между камерным ансамблем и концертмейстерством.Камерный ансамбль – это инструментальный дуэт с фортепиано. Отличия существенны - в камерном ансамбле в основном изучаются только крупные инструментальные формы – сонатная или вариационная, используется только оригинальная фортепианная фактура. Концертмейстер же исполняет оркестровую фактуру, репертуар охватывает почти все музыкальные жанры. Здесь необходимо дирижерское начало, умение мыслить «оркестрово» - показывать различные музыкальные инструменты, игру красок. Важно не нарушить звуковой баланс, соотносить пианистическое туше с темброво-динамической окраской солирующего инструмента, уметь точно определить в аккомпанементе солирующие эпизоды, вычленить отдельные мотивы и снова перейти на аккомпанирующую функцию фортепианной партии.Особого мастерства требует повышенное исполнительское внимание – уметь следить во время исполнения за строчкой солиста и во время чувствовать партнера. Существенные моменты – единство исполнения штрихов и длительностей, нацеленность на образность мышления.В работе концертмейстера возникают некоторые важные аспекты. Прежде всего, это работа над ансамблем, решение проблемы звукового и динамического балансов между солистом и концертмейстером. Концертмейстеру нужно уметь играть по цифровому басу. Использовать разную фактуру, импровизацию, использовать фантазию, музыкальный вкус. Концертмейстер является инициатором процесса исполнения, организатором музыкального времени. Ему требуется знание стилей, типов аккомпанементов:
  • Аккомпанемент – как гармоническая поддержка.
  • Аккомпанемент - как чередование баса и аккорда.
  • Аккомпанемент – как аккордовая пульсация.
  • Аккомпанемент – как гармоническая фигурация.
  • Аккомпанемент смешанного типа.
  • Аккомпанемент дублирует вокальную партию.
  • Аккомпанемент содержит небольшие отклонения от вокальной партии.
  • Аккомпанемент включает отдельные звуки вокальной партии.
  • Необходимо избегать часто встречающихся ошибок в работе концертмейстера:игру «по долям», нарушение звукового баланса, потерю ощущения темпа, игру без дирижерских ауфтактов.Концертмейстеру необходимо овладеть искусством переворачивания нот без потери фактуры, избегать потери текста при переключении с «игры наизусть» на «игру по нотам».При работе над концертным исполнением концертмейстеру необходимо пройти 4 этапа:
  • Работа над произведением в целом, музыкально-слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста;
  • Индивидуальная работа над партией аккомпанемента: разучивание фортепианной партии, обработка трудностей, применение различных пианистических приемов, правильное исполнение мелизмов, соблюдение «люфтов», подбор удобной аппликатуры, педаль, «держание» темпа, выполнение агогики, выразительность динамики, точная фразировка, профессиональное туше;
  • Работа с солистом, при безупречном владении фортепианной партией – совмещение музыкально-исполнительских действий, наличие интуиции, знание партии партнера. «Отход» концертмейстера на второй план по отношению к вокалисту (но не инструменталисту);
  • Репетиционное исполнение произведений целиком: создание музыкального исполнительского образа.
  • Итак, чем совершенней отшлифованы все детали совместной интерпретации, тем легче устанавливается прочный контакт исполнителей со слушателями, тем радостнее эстетическое сопереживание во время концерта.Навыки аккомпанемента могут пригодиться в повседневной музыкальной практике (художественная самодеятельность, домашний досуг и т.д.) как музыканту-профессионалу, так и музыканту-любителю. Развитие различных форм музицирования (ансамбль, аккомпанемент, импровизация, чтение с листа и т.д.) особенно востребовано в наше время.Методика ансамблевых занятий – одна из важных тем в музыкальном образовании. Если моя попытка конкретизировать некоторые особенности совместной игры будет способствовать обмену мнениями в этой области музыкальной педагогики – буду считать поставленную перед собой задачу выполненной.
    -