Публикации Самообразование молодого педагога как основной фактрор профессионального роста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Самообразование молодого педагога как основной фактрор профессионального роста
Автор: Лях Анна Николаевна

Лях А.Н. Выступление на заседании «Школы молодого педагога»Сентябрь 2024Самообразование молодого педагога как основной фактрор профессионального ростаСамообразование представляет собой важный способ совершенствования профессионального уровня педагога. Это систематическая деятельность, направленная на расширение и углубление теоретической базы, улучшение уже имеющихся компетенций и освоение новых навыков в соответствии с актуальными требованиями педагогики и психологии. Учитель в течение учебного года или иного временного промежутка сосредотачивается на изучении вопроса, который вызывает у него трудности или представляет особый интерес, что способствует его профессиональному росту.Если процесс образования:1. Осуществляется добровольно;2. Осуществляется сознательно;3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;4. Необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков… то речь идет о самообразовании.Знания можно получать разными способами (курсы повышения квалификации: дистанционные, с выездом, на местах; обучающие и практические семинары; деятельность в рамках эксперимента; работа в методических объединениях и творческих группах), но наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства преподавателя – это самообразование.Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности».Работа должна начинаться с формирования мотивации на самообразование, обеспечивающее активную поисково-познавательную и творческую деятельность учителя. Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному часу, общеколледжскому мероприятию, олимпиаде, конкурсу преподаватель ищет и анализирует новую информацию.Желание творчества. Преподаватель – профессия творческая. Творческая личность не способна годами следовать одному и тому же устаревшему плану уроков или сценарию, повторять одни и те же выступления. Ей необходимо стремление к чему-то большему. Работа должна вдохновлять, приносить радость и быть увлекательной. Стремительный рост современной науки требует от педагога постоянного развития и адаптации к новым вызовам. В эпоху цифровизации и глобализации образовательных процессов учитель становится не только носителем знаний, но и проводником инноваций. Он должен осваивать передовые технологии, интегрировать их в учебный процесс и формировать у учеников навыки критического мышления и самостоятельного поиска информации. Трансформации, происходящие в общественной жизни, неизбежно влияют на школьников, формируя их взгляды и восприятие мира. Нередко это приводит к тому, что педагог начинает восприниматься как человек, отстающий от современных реалий.Конкуренция среди педагогов также играет значительную роль. Если педагог пользуется авторитетом у администрации колледжа, методического объединения и обучающихся, у него появляется больше возможностей в выборе групп, учебной нагрузки и других аспектов профессиональной деятельности Общественное мнение. Преподавателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим».Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, надбавки, а может даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства преподавателя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.Интерес. Учиться просто интересно.Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.После чёткого определения мотивов следует формулировать цель, конкретизировать проблему (тему самообразования) и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. При выборе проблемы (темы) самообразования важно помнить, что она должна соответствовать методической теме образовательного учреждения. Результаты вашей самообразовательной деятельности не должны выпадать из комплекса прогнозируемых результатов деятельности всего педагогического коллектива. Тематикой самообразования также может быть: одна из годовых задач ОУ; проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту. Сроки работы 3 – 5 лет.Формы самообразования учителя:
  • индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
  • коллективная, направленная на активное участие группы педагогов в методической работе
  • Конкретные формы работы определяются педагогом совместно с администратором, ответственным за методическую деятельность в ОУ.В индивидуальном плане должны найти отражение следующие аспекты:- цели профессионального развития;- варианты распределения времени на изучение психолого-педагогической и методической литературы;- разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;- получение консультаций;- обсуждение возникших проблем с коллегами;- взаимопосещение уроков;- работа по апробации полученных знаний на практике;- участие в системе общеучилищной методической работы;- самообобщение результатов работы;- передача собственного опыта коллегам и дрНаправления самообразования учителя:
  • профессиональное (предмет преподавания);
  • психолого-педагогическое (ориентированное на обучающихся и родителей);
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
  • правовое;
  • эстетическое (гуманитарное);
  • историческое;
  • иностранные языки;
  • политическое;
  • информационно-компьютерные технологии;
  • охрана здоровья;
  • интересы и хобби;
  • Суть процесса самообразованияПедагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельностиИсточники самообразования:
  • телевидение;
  • газеты, журналы;
  • литература;
  • интернет;
  • видео, аудио информация на различных носителях;
  • платные курсы;
  • семинары и конференции;
  • мастер-классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации;
  • поездки и путешествия
  • Результаты:- выступление с творческим отчетом на конференциях, педсоветах, заседаниях ;- публикации в печати;- издание брошюр из опыта работы.Личный план самообразования педагога.На основании выбранной темы преподаватель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:• название темы;• цели;• задачи;• предполагаемый результат;• этапы работы;• сроки выполнения каждого этапа;• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;• способ демонстрации результата проделанной работы;• форма отчета по проделанной работе.Далее следует создание и оформление плана самообразовательной работы. Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.Закончить своё выступление я хочу словами А. Дистервейга «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»
    -