Публикации Как повысить мотивацию студентов к образовательному процесу?

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как повысить мотивацию студентов к образовательному процесу?
Автор: Лях Анна Николаевна

Лях А.Н.Выступление на заседании ПЦК социально-гуманитарного цикла28.08.2024Как повысить мотивацию студентов к образовательному процесу?Главная цель колледжа — пробудить у студентов искренний интерес к учебе, создать такую среду, где обучение превращается не в обязанность, а в источник радости и вдохновения. Важно, чтобы каждый учащийся чувствовал себя активным, инициативным и вовлеченным в процесс познания. Но что же движет мотивацией? Что заставляет молодого человека углубляться в изучение новых предметов, осваивать сложные темы, отдавая этому свое время и энергию? Основным стимулом становится желание самореализации, достижения успеха, получения общественного признания, обретения независимости и профессиональной компетентности. Молодежь стремится стать востребованной, понимая практическую пользу знаний. Поступая в колледж, студент надеется не только приобрести профессиональные навыки и диплом, но и укрепить уверенность в себе, стать экспертом в своем деле, способным влиять на окружающий мир.Однако мотивация к обучению не ограничивается лишь внешними факторами, такими как карьерные перспективы или общественное признание. Важную роль играет внутренняя потребность в развитии, стремление к познанию себя и мира. Молодые люди часто ищут ответы на вопросы, которые волнуют их лично, и образование становится инструментом для этого поиска. Колледж предоставляет возможность не только получить знания, но и сформировать критическое мышление, научиться анализировать, задавать вопросы и находить решения. Ключевым элементом успешного обучения становится атмосфера, в которой студенты чувствуют поддержку и уважение. Преподаватели, которые вдохновляют своим примером, способны зажечь искру интереса даже в самых сложных дисциплинах. Гибкость образовательного процесса, возможность выбора направлений и проектов, которые действительно увлекают, помогают студентам раскрыть свой потенциал. Кроме того, важную роль играет взаимодействие с одногруппниками. Обмен идеями, совместные проекты и дискуссии создают среду, где обучение становится не только индивидуальным, но и коллективным процессом. Это укрепляет уверенность в своих силах и помогает осознать, что каждый вклад в общее дело ценен.Мотивация через личный пример. Интерес учащихся к предмету зависит не только от качества преподавания материала, но и от личных характеристик педагога. Преподаватель, который пунктуален, дружелюбен, серьезно и ответственно подходит к своей работе, своевременно проверяет задания, ценится студентами. Выполнение обещаний. Обманывать студентов нельзя. Если обещали показать фильм, создать интересный тест, провести игру или организовать экскурсию, нужно обязательно воплотить это. Формирование позитивного отношения к профессии. В юности важным является выбор места в жизни и профессионального пути. Педагогам важно поддержать выбор учащихся, акцентировать внимание на ключевых компетенциях и специфических аспектах професси.Доброжелательный и спокойный настрой, создание позитивного микроклимата в группе. Положительный и доброжелательный тон – основа эффективной работы. Интонация должна быть достаточной для выделения важного и стимулирования мышления. Предоставление свободы учащимся. Свобода тут относится к выбору методов оценивания, формы выполнения работ, тем докладов или вариантов заданий. Это чувство сопричастности повышает мотивацию. Отмечать достижения студентов и хвалить публично. Похвала, особенно публичная, с описанием достоинств и особенностей выполненной работы повышает уверенность и мотивацию учащихся. Интерес к личному опыту студентов и их мнению. Интерес преподавателя к студентам может породить взаимный интерес. Обсуждение вопросов, решений проблем, дискуссии и рассмотрение ситуационных задач – важные методы учебного процесса и налаживания качественнных коммуникаций.Вдохновение личным примером. Интерес учащихся к предмету зависит не только от качества подачи материала, но и от личности педагога. Преподаватель, который пунктуален, доброжелателен, ответственно подходит к своим обязанностям и своевременно проверяет работы, вызывает уважение и доверие.Выполнение обещаний. Важно не обманывать студентов. Если запланированы фильм, тест, игра или экскурсия, необходимо воплотить эти идеи в жизнь.Поддержка профессионального выбора. В юности ключевым является поиск своего пути, поэтому важно поощрять студентов, подчеркивать значимость профессиональных навыков и обсуждать специфику будущей профессии.Создание комфортной атмосферы. Доброжелательный тон, позитивный настрой и умение выделять важное интонацией способствуют продуктивной работе.Предоставление свободы выбора. Студентам важно чувствовать свою вовлеченность. Предоставьте им возможность выбирать методы оценки, темы заданий или формы работы, что повышает мотивацию.Публичное признание успехов. Похвала, особенно перед группой, с акцентом на достоинства работы, укрепляет уверенность и стимулирует к дальнейшим достижениям.Взаимный интерес. Обсуждение личного опыта студентов, их мнений и совместное решение задач укрепляют связь между преподавателем и учащимися, делая процесс обучения более эффективным.Использование современных методов обучения (проектный, проблемный, исследовательский, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и другие). Разнообразие современных форм и методов организации учебной деятельности повышает мотивацию студентов.
-