Публикации "Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции у старших дошкольников".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции у старших дошкольников".
Автор: Лебедикова Елена Александровна

«Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции у старших дошкольников» Трудности, возникающие в связи с отсутствием навыков саморегуляции и самоконтроля у детей - проблема, с которой сталкиваются, прежде всего, родители и педагоги дошкольных учреждений. Эти трудности представляют собой широкий спектр поведенческих особенностей: ребенку тяжело соответствовать требованиям распорядка, он плохо справляется с просьбами взрослых, также появляются проблемы с адаптацией в новом коллективе (если ребенок не умеет контролировать свои эмоции и поведение – его могут не принять). Развитие саморегуляции во многом зависит от реакции взрослых на ошибки ребенка. С целью успешного формирования навыков самоконтроля необходимо своевременно предоставлять ребенку возможность действовать самостоятельно, а также целенаправленно обучать его умению себя контролировать, начиная с раннего возраста. Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или уже совершенных ошибок. С помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе, труде, в поведении. Умение осуществлять самоконтроль - это необходимое условие успешности обучения и благополучных взаимоотношений с окружающими. Однако многие дети не умеют действовать по образцу и испытывают значительные затруднения в осуществлении самоконтроля. В дальнейшем у таких детей могут возникнуть затруднения в освоении учебной программы, поэтому лучше всего начинать формирование навыков самоконтроля уже с дошкольного возраста, на этапе подготовки к школе. Как и все остальные умения, формирование и развитие самоконтроля у детей - дошкольников легче происходит при помощи различных игровых приемов, «игр с правилами». Умение сравнить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку; убедиться в правильности) - важный элемент самоконтроля, которому нужно учить. Приведу несколько занятий для развития навыков самоконтроля у детей. Эти игры могут применяться с детьми дошкольного возраста при подготовке к школе и для совершенствования навыков саморегуляции. Эти задания будут также полезны для гиперактивных детей.Занятие 1Приветствие «Эстафета дружбы» Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает психолог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. Доброе утро ребята!»
  • Дыхательное упражнение.
  • Глубоко вдохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком а-а-а (чередовать со звуками ы-ы-ы, у-у-у, о-о-о).
  • Глазодвигательное упражнение.
  • Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Движения глаз по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и с подключением языка – односторонние, разносторонние движения.
  • Игра «Сделай так же». Предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:
  • квадрат из треугольников по заданному образцу:
  • Нарисуй фигурку по точкам в соответствии с образцом:
  • Составь композицию:
  • Найди закономерность и нарисуй следующий или пропущенный предмет:
  • Ребенку нужно собрать фигуры в соответствии с образцом. Затем задание усложняется, собрать фигуры по порядку цифр.
  • Детям необходимо их закрасить, ориентируясь на образец: 5 — красный, 4 — синий, 3 — желтый, 2 — коричневый, 1 — черный.
  • Игра «Слушай хлопки».
  • Когда ведущий хлопнет в ладоши определенное количество раз, ребенок принимают соответствующую позу (на 10-20 сек.)1 хлопок – поза «плачущей ивы»2 - поза «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки врозь, ладони рук между ступнями)3 – поза «аиста» (ребенок стоит на одной ноге, поджав другую)4 - ребенок возобновляет ходьбу на месте.Замечание: до начала игры выучить позы.
  • Игра "Число-контролер".
  • Задание: решить примеры, все ответы сложить, чтобы получилась сумма:10.
  • Игра "Сохрани слово в секрете". Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть разные слова, а вы будете их четко за мной повторять. Но помните об одном условии: названия цветов — это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, вы должны молча хлопнуть один раз в ладоши.
  • Примерный список слов: окно, Коля, стул, кот, апельсин, ромашка, ириска, волк, Маша, просо, Алена, плечо, шкаф, Ваня, василёк, книга, Илья, заяц, скамья, роза, незабудка, телевизор, медведь, индюк, Ксюша, тетрадь, Ульяна, колокольчик, стол, диван, ботинок, ручка, Оля, машина, поле, лиса, велосипед, игра, незабудка, Ирина, собака, Денис, мойка, лось, конь, ветер, свет, Иван, хризантема, ракета, аист, кабан, лист, мальва, Марина, лось и т. д.
  • нельзя повторять имена мальчиков;
  • нельзя повторять названия животных;
  • нельзя повторять имена девочек;
  • Игра «Колпак мой треугольный»
  • Все произносят слова из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется снова, а слово «колпак» заменяют его жестом (например, хлопок ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются два слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно движение больше.
  • Игра «Составь слово»
  • Вместо нектара пчелка собирает буквы. Если она соберет буковки правильно, у нее получится целое слово. Задание: пчелка находится снизу у третьей клетке справа (ш), полетела вверх на три клетки (к), спустилась на одну (о), поднялась на одну вверх и одну вправо (л), потом перелетела на две влево и вниз на одну (а).Получилось слово: « ШКОЛА»
  • Игра «Как сказать слово, не произнося ни звука?»
  • Под каждой буквой написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать.
  • Подведение итогов. В конце занятия ребенок должен оценить себя:
  • Если все получилось – поднять руки вверх;
  • Если что-то получилось, а что-то нет – руки вытянуть вперед;
  • Если не получись ничего – опустить руки вниз.
  • Прощание с группой.Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять.Занятие 2.Давайте поздороваемся Звучит спокойная музыка, дети ходят по залу. Если педагог хлопает в ладоши один раз, дети здороваются за руку, если два — плечиками, если три — спинками.1. Дыхательное упражнение.И.п. — сидя на стуле. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки) Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
  • Глазодвигательное упражнение.
  • Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.
  • Игра «Кричалки, шепталки и молчалки»
  • Психолог говорит: «Ребята, внимательно следите за квадратами, которые я буду показывать. Если увидите красный квадрат — можно прыгать, бегать, кричать. Если желтый — можно только шептаться, а если синий — нужно замереть на месте и замолчать».Взрослый показывает квадраты, дети выполняют его инструкцию.
  • Игра «Репка»
  • Психолог вместе с детьми рассказывают сказку «Репка» по одному предложению, друг за другом. При этом заменяют названия и имена главных персонажей таким образом: Репка – на два хлопка в ладоши Дедка – на слова «кхе-кхе» Бабка – на слова «ой-ой» Внучка – на слова «ля-ля» Жучка – «гав-гав» Кошка – «мяу-мяу» или «мур-мур» Мышка – «пи-пи» Получается примерно следующее: Посадил кхе-кхе хлоп-хлоп (два хлопка). Выросла хлоп-хлоп большая - пребольшая. Пошёл кхе-кхе тянуть хлоп-хлоп. Тянет - потянет – вытянуть не может. Позвал кхе-кхе ой-ой. Ой-ой за кхе-кхе, кхе-кхе за хлоп-хлоп, тянут-потянут… Ну, и т.д. Главное – не ошибиться и не пропустить нужное слово. На начальном этапе можно заменять не всех персонажей сразу, а одного-двух. По мере освоения игры добавлять и другие замены.
  • Корректурная проба.
  • Игра «Запретное число»
  • Правила игры: Я выбираю запретное число (например, 2 ,4, 6,8,10); после этого произношу вслух ряд чисел. Каждый раз, когда звучит запретное число, надо хлопнуть в ладоши и улыбнуться (или нахмуриться).Вариант. Дети по очереди считают по порядку от 1 до 10 (20). Кому выпадает назвать запретное число, он хлопает в ладоши, не произнося его вслух.
  • Упражнение «Кулак – ладонь – ребро»
  • По команде дети кладут ладони обеих рук на стол, сжимают их в кулаки, ставят ребром. Темп и последовательность положения рук меняются.Затем взрослый путает детей: своими руками показывает одно, а говорит – другое. Дети должны внимательно слушать и не ошибаться.
  • Продолжи ряд, не нарушая закономерности.
  • Игра «Пол – нос – потолок»
  • Психолог произносит «пол»«нос»«потолок» и вместе с детьми указывает на них (руки вверх, к носу, руки вниз). Сначала психолог делает правильно, а затем начинает путать детей – говорить «пол», а показывать на нос. Дети должны быть внимательными и не ошибаться.
  • Игра «Сделай так же»
  • Сложи узор из геометрических фигур:
  • Подведение итогов. В конце занятия ребенок должен оценить себя:
  • Если все получилось – поднять руки вверх;
  • Если что-то получилось, а что-то нет – руки вытянуть вперед;
  • Если не получись ничего – опустить руки вниз.
  • Прощание с группой.Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять.Занятие 3:Приветствие.Дети приветствуют друг друга ладошками, говоря друг другу «Доброе утро, Маша…»и т. д. Затем берутся за руки и говорят хором: «Здравствуй, друг, вот и я, мы хорошие друзья».
  • Дыхательное упражнение.
  • И. п. — сидя на стуле. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки (а, о, у, и др.) и их сочетания.
  • Глазодвигательное упражнение.
  • И. п. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжать отработку движения глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха необходимо сделать движения глазами, затем удержать глаза в крайнем латеральном положении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение сопровождается пассивным выдохом. Усложнение — упражнение выполняется с легко прикушенным языком.
  • Упражнение «Руки—ноги». 
  • И.п. — стоя.Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.Ногу вправо - руки влево,Ногу влево - руки вправо,Ногу вправо - руки вправо,Ногу влево - руки влево.Цикл прыжков повторить несколько раз.
  • Построй домик.
  • Игра «Да и нет» - не говори
  • Дети по очереди ловят мяч и отвечают на вопрос, избегая слов «да» и «нет»ТЫ ЖИВЕШЬ В БЕРЛОГЕ? ТЫ МАЛЬЧИК (девочка)?ТЫ БЫЛ В ЗООПАРКЕ? ТЫ СЕЙЧАС В ДЕТСКОМ САДУ?ТЫ ЛЮБИШЬ МОРОЖЕНОЕ? ТЕБЕ 6 ЛЕТ?ТЫ ЛЮБИШЬ ИГРАТЬ В КУКЛЫ? СЕЙЧАС ЗИМА?ТЫ ХОЧЕШЬ ПОЙТИ В ШКОЛУ? У ТЕБЯ ЕСТЬ МАМА?ТЫ СЕЙЧАС СПИШЬ? ТЕБЯ ЗОВУТ ВАСЯ?НОЧЬЮ СВЕТИТ СОЛНЦЕ? КОРОВЫ ЛЕТАЮТ?ЗИМОЙ ЖАРКО? СОЛНЦЕ СИНЕЕ?ТЫ ЛЮБИШЬ ХОДИТЬ К ВРАЧУ? ЛЕД ТЕПЛЫЙ?ТЫ УМЕЕШЬ ПЛАВАТЬ? ТЫ ПОСЛУШНЫЙ?
  • Найди закономерность и нарисуй следующий или пропущенный предмет:
  • Упражнение « 4 стихии»
  • По команде ведущего ребенок выполняет определенные движения руками:«Земля» - опускает руки вниз;«Вода» - вытягивает руки вперед;«Воздух» - поднимает руки вверх,«Огонь» - вращает руками в локтевых суставах, держа кисти рук на плечах.Затем ведущий «путает» ребенка, показывая одни движения, а называя другие.
  • Вычеркни лишнюю фигуру.
  • Упражнение «Считалочка - бормоталочка».
  • Психолог просит повторить фразу: «Идет бычок, качается». Ребенок должен несколько раз подряд произнести эту фразу. В первый раз он произносит вслух все три слова, во второй раз он произносит вслух только слова «идет бычок», а слово «качается» произносит про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз он произносит вслух только слово «идет», а слова «бычок, качается» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз ребенок произносят все три слова про себя, заменяя их тремя хлопками.Итак, это выглядит следующим образом:
  • Идет бычок, качается.
  • Идет бычок (хлопок).
  • Идет (хлопок) — (хлопок).
  • (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
  •  
  • Соедини картинки, которые начинаются на одни и те же звуки.
  • Подведение итогов. В конце занятия ребенок должен оценить себя:
  • Если все получилось – поднять руки вверх;
  • Если что-то получилось, а что-то нет – руки вытянуть вперед;
  • Если не получись ничего – опустить руки вниз.
  • Прощание с группой.Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять.Используемая литература:Карташкова Н.В. Статья «Саморегуляция как условие развития самостоятельности» // Дефектология, № 3, 2001. - с.4-17.
    -