Публикации Формирование функциональной грамотности на уроках ОБЗР

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование функциональной грамотности на уроках ОБЗР
Автор: Шатов Дмитрий Игоревич

УДК 372.8Шатов Д. И.учитель ОБЗРГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат»,г. Шебекино, РФФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОБЗРАннотацияВ современной России одной из задач, влияющей на формирования целостной личности обучающихся, является повышение эффективности, имеющейся на данный момент, предметной модели содержания образования. На практике, можем заметить, что не всегда, если ребенок на отлично учится в школе, то его ждут постоянные успехи во всех сферах жизнедеятельности. Исходя из этого, на сегодняшний день идет активное совершенствование образования и основной ориентир – это формирование у учащихся функциональной грамотности.Ключевые словаОсновы безопасности и защиты Родины (ОБЗР), функциональная грамотность, урок, задача, способы и приемы.По словам советского психолога А. Н. Леонтьева: «Функциональная грамотность – способность использования знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач – обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались». На практике, можем заметить, что не всегда, если ребенок отлично учится в школе, то его ждут постоянные успехи в жизни. Исходя из этого, на сегодняшний день идет активное совершенствование образования и основной ориентир – это формирование у учащихся функциональной грамотности. Для этого учитель часто использует системно-деятельностный подход в организации учебного процесса, в особенности, на уроках ОБЗР.Отличительная особенность предмета «Основы безопасности и защиты Родины» заключается в том, что весь материал можно и нужно изучать на конкретных примерах из реальной жизни, что позволяет формировать функциональную грамотность на протяжении всего курса. Для ее развития учителю следует разработать особенные задания, направленные на решения жизненных ситуаций.Проблема исследования: функциональная грамотности на уроках ОБЗР.Цель исследования: изучение способов и приемов, способствующих формированию функциональной грамотности на уроках ОБЗР в современной школе.Объект исследования: процесс формирования функциональной грамотности на уроках ОБЗР.Задачи исследования:
  • Изучить научную литературу по теме исследования.
  • Выделить основные способы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках ОБЗР.
  • Рассмотреть примеры ситуаций, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся на уроках ОБЗР.
  • Функциональная грамотность – это способность человека использовать язык не только в сфере общения, но и в повседневной жизни, работе и образовании. Это понятие тесно связано с умением применять язык для достижения конкретных целей, эффективного взаимодействия и решения различных задач [2, с. 51]. Формирование функциональной грамотности на уроках ОБЗР является одной из важных задач образовательной системы, ведь это стало не просто дополнением к образованности, но и мерой культурного развития человека. Как учителем ОБЗР, мной используются следующие приемы, направленные на формирование функциональной грамотности при составлении задач: в каждом задании описывается ситуация близкая и понятная обучающимся; постановка задач вне предметной области, но решаемых с помощью предметных знаний; контекст заданий близок к проблемной ситуации, возникающей в повседневной жизни; ситуация требует осознанного выбора модели поведения; вопросы изложены простым и понятным языком; применяются рисунки, таблицы, видеоролики [3].Далее, приведем примеры задач, используемых для донесения темы обучающимся на уроках ОБЗР. Задание 1. а) проанализируйте изображения знаков безопасности и соедините линиями их возможные сочетания.Рисунок 1. Изображения знаков безопасностиб) сколько групп знаков безопасности приведено в задании?Разбор задания: а) знаки безопасности группируются по парам не по внешнему сходству, а по логике их применения. Так, запрещающий знак «Запрещено пользоваться открытым огнем» может сочетаться с предупреждающим знаком «Пожароопасно! Легковоспламеняющиеся вещества».б) приведены изображения 5-ти групп знаков безопасности: запрещающие, предупреждающие, пожарной безопасности, эвакуационные, знаки медицинского и санитарного назначения.Задание 2. Прочитайте текст; проанализируйте его и ответьте на вопросы.Через зрительный анализатор человек получает 90 % информации из окружающего мира. Окружающие нас предметы и явления, наше собственное тело мы воспринимаем прежде всего с помощью зрения. В познании внешнего мира для человека зрение играет первостепенную роль. Умение видеть прекрасное в окружающей природе, в произведениях скульптуры, архитектуры, живописи, в балете, в кино позволяет нам орган зрения.Вопросы:1. Употребление витаминов способствует сохранению и нормальному функционированию организма. Какие из перечисленных витаминов способствует улучшению зрения, и в каких продуктах он содержится.а) Витамин В, Д – рыбий жир, морковь, печень рыбы, яйцо;б) Витамин А, С - морковь, лимон, капуста, лук, чеснок;в) Витамин С, Д — рыбий жир, морковь, печень рыбы, лимон, капуста, лук, чеснок;г) Витамин А – морковь, рыбий жир, чеснок, шиповник, сливочное масло.2. Для сохранения нормального зрения необходимо выполнять гигиенические требования: не читайте лежа, в транспорте, смотрите телепередачи более 2 часов в сутки и на расстоянии 2.5 – 3 м от экрана. Если не соблюдать все эти требования, то увеличится ли риск развития заболевания глаз. Обведите «ДА» или «НЕТ»:Конъюнктивит «ДА» «НЕТ»Близорукость «ДА» «НЕТ» Дальнозоркость «ДА» «НЕТ».Таким образом, формирование функциональной грамотности на уроках ОБЗР является многоаспектным процессом, включающим развитие логического мышления, навыков работы с видеороликами, задачами бытового характера, коммуникативных навыков, а также использование современных образовательных технологий. Это позволяет учащимся не только успешно усвоить материал по предмету, но и применять его на практике, что является важной компетенцией для успешной адаптации в современном обществе.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Бажук О. В. Формирование функциональной грамотности школьников: учитель-текст-ученик: монография / О. В. Бажук, Л. П. Берестовская, Н. В. Вагенляйтнер и др. Омск: Издательство ОМГПУ. – 2021. – 209 с.
  • Блинов Ю. Б. Межпредметные связи в обучении ОБЖ / Ю. Б. Блинов / Инновационная наука. – 2016. – № 11-3. – 166 с.
  • Скворцов В. А. Практико-ориентирование обучение старшеклассников на уроках ОБЖ / В. А. Скворцов. – Вестник Тамбовского университета. – М.: Просвящение. – 2011. – 160 с.
  • Шуленина Н. С. Формирование функциональной грамотности обучающихся в процессе преподавания ОБЖ и внеурочной деятельности / Н. С. Шуленина. – ОБД: основы безопасности жизнедеятельности. – 2022. – № 2. 46 с.
  • -