Публикации Активизация словаря детей младшей возрастной группы.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Активизация словаря детей младшей возрастной группы.
Автор: Семёнова Ольга Евгеньевна

В настоящее время в ряду наиболее много аспектных и интенсивно исследуемых в современной педагогике и психологии проблем стоит проблема общения. Самым универсальным средством человеческого общения выступает речь, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека, и ее изучению уделяли внимание ученые, работающие в различных областях знания: психологии, педагогике, лингвистике, психолингвистике, логопедии. Однако, несмотря на огромное количество работ, посвященных изучению феномена речи, проблему формирования речи ребенка нельзя считать полностью решенной. Вчастности, вопрос о специфике особенностей развития словаря у детей раннего возраста представляет в настоящее время значительный интерес для психологов, педагогов и логопедов.Ранний возраст - особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма.Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность —основные достижения данного возраста. В раннем возрасте у ребенка начинается формирование сложных функций мозга, быстрое развитие речи. Совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается предел ее работоспособности (к началу второго года ребенок может бодрствовать подряд 5 часов), легко и быстро формируются условные связи, происходит становление второй сигнальной системы, развивается речь, совершенствуется сенсорика.Чрезвычайно важной и ответственной задачей воспитания детей раннего возраста является развитие речи. Овладение речью, как известно, в основном происходит именно в этот период - от года до трёх. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и новых форм общения.Речь маленького ребёнка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребёнка не развивается через подражание чужим даже самым правильным образцам. Чтобы ребёнок заговорил, у него должна быть потребность в этом, необходимость выразить словом то, что другими средствами выразить невозможно. Такую речевую задачу (задачу сказать нужное слово) ставит перед ребёнком взрослый.Овладение речью в раннем возрасте делает возможным становление детского воображения. Воображение возникает на третьем году жизни, когда появляется способность к игровым замещениям, когда знакомые предметы наделяются новыми именами и начинают использоваться в новом качестве. Такие игровые замещения являются первой формой воображения ребёнка и составляют важнейший шаг к новой ведущей деятельности ребёнка - сюжетно-ролевой игре. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что игра не возникает сама по себе, без участия тех, кто уже умеет играть - взрослых или старших детей. Маленького ребёнка нужно научить играть. Обучение игре осуществляется конечно же не на занятиях, а в процессе совместной игры со взрослым, который передаёт ребёнку способ замещения одних предметов другими.Узнать, сколько и какие слова знает маленький ребенок, - это довольно непростая задача. И дело не только в том, что записывать за ребенком трудно и долго. Прежде всего, не очень понятно, что в данном случае надо считать словом. Дети уже в возрасте нескольких месяцев используют очень разнообразные звуковые сигналы, которые родители хорошо понимают и часто склонны считать словами. Но сложно определить, когда именно какое-нибудь лепетное да-да-да с интонацией требования превращается в настоящее слово, дай!К двум годам активный словарь ребенка насчитывает 200 - 300 слов. В этом возрасте малыш способен понимать простые предложения, выражать свои мысли в такой же форме.К концу второго года жизни дети уже могут употреблять в своей речи предложения, состоящие из 3-4 слов. В это же время дети начинают овладевать правильными грамматическими формами. На втором, году жизни малыш уже осваивает звуковую сторону речи. И хотя многие звуки он произносит неправильно, необходимо обращать внимание на то, как произнести тот или иной звук, правильно, четко и несколько раз произнося его.Как указывает Н.А. Стародубова, речь детей 2-3 лет состоит из простых и коротких предложений. Лексика связана с конкретной предметной ситуацией. Это выражается в большом удельном весе существительных в речи. Прилагательные либо отсутствуют вовсе, либо определяют атрибутивные свойства предметов (цвет, размер), которые составляют 96,4 % всех прилагательных. Глаголы фиксируют конкретные предметные действия (98 % всех глаголов), 27 % глаголов употребляются в повелительном наклонении, выполняя, как правило, функцию указательного жеста. Местоимение в 61 % случаев также функционирует как указательный жест (тот, этот).Как было сказано выше, ребенок от рождения до трех лет проходит чрезвычайно важный этап своего развития, который во многом определяет всю его дальнейшую жизнъ. Развитие речи ребенка на данном этапе является одной из основных задач воспитания и обучения, в решении которой должны принимать активное участие, как воспитатели, так и родители.Дети от рождения до двух лет в основном еще не посещают дошкольное учреждение, поэтому вся забота о развитии речи ребенка ложится на плечи родителей и близкого окружения. Это очень не простая задача, особенно для тех, кто не имеет специальной подготовки. Поэтому в настоящее время есть много специальной педагогической литературы в помощь родителям, в которой ведущие специалисты дошкольного образования учат, как правильно развивать речь ребенка в условиях семьи.Для того, чтобы активизировать и развивать речь детей, необходимо:во-первых, нужно постоянно общаться с ребенком, так как без общения с взрослым речь ребенка просто не возможна.во-вторых, речь, слышимая ребенком, должна быть правильной, эмоциональной.в-третьих, не нужно заставлять ребенка произносить слова, когда он этого не хочет или перед кем-то. Например, скажи ─ чай, дай чаю. Такое насилие может привести к обратному эффекту,─ ребенок замолчит.в-четвертых, взрослый должен побуждать ребенка к общению. Здесь нужно избегать двух крайностей: не торопить и не задерживать развитие речи.Для этого нужно выполнять ряд правил:В повседневном общении с ребенком обозначать словом все предметы, их свойства и действия сними: листья ─ зеленые, дети играют с мячом и т.п.Называние вещей связывать с наглядностью: назвать и показать, показать и назвать, дать в руку ребенку и назвать.Разговор с ребенком связывать с ситуацией: пойдем гулять, наденем шапку, куртку; залезай на диван, а сяду рядом….Удовлетворять любопытство ребенка, даже если ребенок еще не говорит, он очень любопытен. Это выражено в его взгляде, мимике, жестах.Нужно вводить в режим ежедневные игры и упражнения по развитию речи. Например, игра Зайка-побегайка.Зайка выглядывает из коробки. Мама спрашивает: Кто это там сидит? ─ Это зайка-побегайка. Что это у тебя с лапкой? ─ Болит…. Ай-ай-ай… Мы тебя полечим…, перевяжем лапку….Мама: Ах, ты, зайка-побегайка!Серое ушко, белое брюшко.Чавылек, чавылек.Где ты бегал весь денек?Прискакал маленький зайчишка-сынишка, прыгают, пляшут.Ребенок должен показать, как прыгают зайчики.6.Также необходимо регулярно выполнять с ребенком упражнения для развития мелкой моторики пальцев, так как речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук и артикуляционные упражнения для развития артикулярного аппарата ребенка.Таким образом, регулярное выполнение этих несложных правил, способствует развитию речи детей раннего возраста.Начиная с двухлетнего возраста, дети начинают посещать дошкольные учреждения. Здесь уже наряду с родителями заботу о развитии речи детей берут на себя педагоги и другие работники детского сада.В методике по развитию речи принято выделять следующие средства речевого развития детей дошкольного возраста:Общение взрослых и детей во всех видах деятельности.Развивающая речевая среда.Художественная литература.Культурная языковая среда, речь воспитателя.Различные виды искусства.Обучение родной речи и языку на занятиях.Рассмотрим роль каждого средства в речевом развитии детей.Первостепенным средством развития речи является организация содержательного, продуктивного общения педагога с детьми.Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в процессе разных видов деятельности, в которую включены дети, но, прежде всего, в ходе ведущей для данного возраста деятельности. У детей раннего возраста─ это предметная деятельность. Следовательно, с детьми этого возраста воспитатели должны уделять большее внимание организации общения в процессе деятельности с предметами.Большое значение для развития речи в дошкольном возрасте имеет игра. В ходе игры активизируется речь детей, но не всегда это ведет к овладению значением слова и совершенствованию грамматической формы речи. Это происходит потому, что в игре дети проигрывают знакомые ситуации, в которых ранее складывались неправильные речевые стереотипы. Из этого можно сделать вывод, что детская речь совершенствуется под влиянием взрослых, поэтому, сначала нужно выработать у ребенка прочный навык правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру.Еще одним важным средством речевого развития детей является культурная языковая среда. Дети перенимают не только правильное произношение и употребление слов, но и ошибки, которые имеются в речи взрослых. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования. Речь воспитателя должна быть грамматически правильной, выразительной, эмоционально насыщенной, неторопливой, достаточно громкой. Также педагог должен уметь пользоваться и невербальными средствами общения (жестами, мимикой, пантомимикой), что помогает воспитателю эмоционально объяснить, а детям лучше запомнить значение слов.Большая роль в развитии речи детей в условиях дошкольного учреждения отводится обучению. Это систематический, целенаправленный, планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Обучение детей родному языку происходит как в процессе совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности самих детей, так и на специально организованных занятиях, на которых воспитателем ставятся и целенаправленно решаются определенные задачи по развитию речевой деятельности воспитанников. Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие дошкольников.В процессе обучения речь детей приобретает такие качества, которые в повседневной жизни развиваются слабо. Это звуко и словопроизношение, построение связных высказываний и др. Занятия помогают решать задачи развития речи планомерно, в определенной системе и последовательности.От педагога требуется тщательная предварительная подготовка к занятию. Важно определить задачи, содержание занятия, связь его с другими видами деятельности, методы и приемы обучения. Следует продумать структуру и ход занятия, подготовить необходимый дидактический и литературный материал. Используемый материал должен соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям детей.Необходимо также правильно организовать занятие. Оно должно соответствовать всем гигиеническим и эстетическим требованиям (освещенность, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного материала, эстетичность оформления помещения и пособий).Художественная литература является одним из эффективных средств развития речи детей, поэтому художественные произведения широко 
-