Публикации Использование проектных задач во внеурочной деятельности для формирования способов сотрудничества у младших школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование проектных задач во внеурочной деятельности для формирования способов сотрудничества у младших школьников
Автор: Анастасия Васильевна Лавринова

Доклад на тему «Использование проектных задач во внеурочной деятельности для формирования способов сотрудничества у младших школьников»Опытно-практическая работа была проведена в МАОУ Гимназии № 12 города Тюмени, в 3 «А» классе.Для изучения уровня сформированности способов сотрудничества у учащихся, за основу были взяты такие методы, как наблюдение за учащимися в урочное и внеурочное время, беседа с учителем на тему формирования способов сотрудничества у учащихся, проведение диагностики Р. Овчаровой «Ковер» и проведение анкеты «Отношение к совместной деятельности».Таким образом, проанализировав полученные результаты диагностики «Ковер», можно отметить, что равное количество групп обучающихся имеет высокий, средний, низкий уровни сформированности навыков сотрудничества. Это говорит о том, что необходима работа по формированию способв сотрудничества у младших школьников.Результаты исследования, проведенного на первой неделе практики, стали основой для планирования внеурочных занятий с использованием проектных задач и ситуаций для совместного обсуждения учащимися по их разрешению.За время практики было проведено 6 занятий, посвященных следующим темам:«Помощь жителям сказочной страны», «Маршрут по красивым местам Тюмени», «Мудрость русского народа», «Редкие животные и растения Тюменской области», «День Победы», «Настоящий друг»На каждом занятии учащимся предлагалась ситуация проектной задачи, которая должна обязательно иметь несколько вариантов решения. Решением (результатом) проектной задачи является какой - либо продукт. Например, книга, буклет, стенгазета, лэпбук.Решение поставленной перед учениками задачи работало на формирование у учащихся следующих способов сотрудничества. Рассмотрим подробнее решение проектной задачи на примере проведенного внеурочного занятия «Помощь жителям Сказочной страны», целью которого является развитие способности в сотрудничестве сочинять сказочные сюжеты; развитие умения распределять обязанности в группе; развитие коммуникативных навыков.Структура занятия с использованием технологии проектных задач состоит из следующих этапов: погружение в проектную задачу, организация деятельности, этап осуществления деятельности, последний этап презентация результатов и рефлексия. На этапе погружения в проектную задачу учащимся была предложена ситуация. Жители Сказочной страны отправили им письмо. В письме говорится, что жители Сказочной страны очень любят читать сказки, но все сказки, которые существуют они прочитали, в этом случае они просят помощи. После принятия задачи, учащиеся определяют цель проектной задачи и способы ее решения с помощью приема «Волшебный сундучок». В сундучок складывались возможные варианты продуктов, которые можно создать, тем самым помочь Сказочным жителям.На наиболее важном этапе с точки зрения формирования способов сотрудничества у обучающихся - организации деятельности, учащимся было предложено прочитать правила работы в группе, а также дополнить их своими. Затем ученики, посовещавшись, выбирали способ выполнения заданий конверта. Было предложено три способа – распределить роли, распределить задания и выполнять все задания вместе и по – порядку. После была предложена памятка по выполнению работы, которая помогла учащимся составить алгоритм решения задачи по следующей форме. Каждая группа должна прийти к единому решению проектной задачи. Для этого учащимся было необходимо договориться, рассмотреть разные варианты продуктов, распределить деятельность между членами группы.На этапе осуществления деятельности учащиеся выполняли задания конверта, результаты, выполнения которых были основой готового продукта. Был предложен ряд следующих заданий:1. Напишите небольшую сказку, придерживаясь плана:2. Проиллюстрируйте вашу сказку.3. Оформите страницы вашего творческого продукта.4. Оформите ваш творческий продукт.Каждой группой учащихся были выбраны такие продукты, как книга, газета, ЛЭП-бук. На последнем этапе проектной задачи, ученики представляли свои продукты, оценивая проделанную работу, что получилось лучше, что хуже, обосновывая свои ответы. Также Каждой группе был предложен для заполнения лист самооценки. Учащиеся должны были оценить работу всей группы в целом и каждого ее участника. Таким образом, каждый этап работает на формирование способов сотрудничества младших школьников. На 4 неделе практики повторно была проведена диагностика Р. Овчаровой «Ковер» и наблюдение за учениками. Результаты диагностики показали положительную динамику в сформированности способов сотрудничества у третьеклассников. Следовательно, проведенные нами внеурочные занятия с применением проектных задач для формирования способов сотрудничества у младших школьников имели результат. Для более эффективного применения проектных задач во внеурочной деятельности для формирования способов сотрудничества младших школьников представляем следующие рекомендации:1. Следует тщательно продумать содержание проектной задачи, не перегружая ее заданиями, для того чтобы учащимся хватило время на творческую работу с продуктами.2. Нужно прогнозировать возможные продукты проектной задачи. Также для их создания следует предоставлять учащимся все необходимые материалы для создания продукта.3. Участники групп должны хорошо понимать смысл и содержание проблемной ситуации для включения в проектную задачу.4. Важно при использовании проектных задач проводить содержательную рефлексию, чтобы учащиеся понимали, где они допустили ошибку в сотрудничестве и какой способ сотрудничества был бы эффективен для достижения желаемого результата.Итогом работы стало создание технологических карт внеурочных занятий с использованием проектных задач.
-