Публикации Виды опор при обучении устной речи

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Виды опор при обучении устной речи
Автор: Шматко Елена Геннадьевна

Виды опор при обучении устной речиГоворение в монологической форме представляет большую трудность для учащихся. Это обуславливается выбором того, что сказать и как это сказать, т.е. с определением содержания и формы его изложения [21, с. 113]. Поэтому при формировании этого сложного умения необходимо использование опор. В ряде работ понятие «опора» трактуется по-разному. По мнению Царьковой В.Б. назначение опоры состоит том, чтобы: «…вызвать ассоциации с жизненным опытом учащихся и с тем, что возможно (в силу языковой подготовленности) в ее речевом опыте» [12, c. 204].Часто опоры являются ориентирами речевой деятельности, которые ограничивают зоны поиска, способствуют развертыванию мысли в определенном направлении, сокращают меру неопределенности, а, следовательно, и ошибочность речи [12, c. 205].В литературе же дается следующее определение опоры: «Опора - это модель программы высказывания, в которой должна быть заложена возможность вариативного использования средств ее выражения на основе осознания способов выполнения речевых действий по порождению высказывания» [12, c. 204].Задачи опор состоит в сообщении определенной информации, при учете, что в первом случае она будет развернута, во втором – сжата.Опоры, в свою очередь, предназначены для: более четкого и прочного усвоения нового материала, организации общения на иностранном языке, организации самостоятельной работы учащихся, повышения их мотивации [11, c. 69].В методике сформировалось два основных вида опор: вербальные (схемы, таблицы) и невербальные (картинки, музыка, видеоматериалы, диафильмы и т. д. ).Однако большую роль в обучении устному монологическому высказыванию играют вербальные опоры.Опоры, как правило, классифицируются:По способу презентации материала. 1) вербальные - микротекст (визуальный, зрительный), текст (визуальный, зрительный), план (схематический, полный), слова как смысловые вехи, лозунг, поговорка, подпись;2) изобразительные - кинофильм, диафильм, разнообразные видео- материалы, серия рисунков, фотографий, схема, символика, плакат, карикатура.По способу управления речевой деятельностью:1) содержательные опоры (отвечающие на вопрос Кто? Что? Где? Когда?);2) смысловые (отвечающие на вопросы: Как? С какой целью? и т. д.) [12, c. 206].Не меньший интерес представляет собой классификация вербальных опор, которые соотносятся с определенными речевыми формами. На начальном этапе они весьма приемлемы, так как носят комплексный характер (помогают учащимся и в усвоении содержания и формы высказывания).К ним относятся:1) «Структурный скелет», в основе которого лежит логическая схема, присущая той или иной форме монолога или диалога. Эта схема определяет последовательность предположений, не подсказывая их языковое оформление. Она способствует прогнозированию содержания, плана высказывания, лексического наполнения.2) Логико–смысловая схема, задаваемая определенной последователь - ностью вопросительных слов (например: Wer? Wen? Wann? и т. д.)3) Структурная схема, которая отображает не только логическое и синтаксическое построение высказывания, но и его морфологические особенности (например, совместимость производимого действия, адресованность действия и т. д.)4) План в виде тезисов и вопросов.5) Опоры на зачин и концовку [12, с. 206]Опоры всех указанных видов позволяют программировать речевой замысел, общее направление, а также предметное содержание и план высказывания. Они направлены на активизацию обучения монологическому высказыванию и способствуют повышению интереса школьников.На начальном этапе для овладения навыками ранее усвоенного языкового материала (лексического, грамматического) широко используются наглядность: картинки, серии картинок, диафильмы. Последовательность использования опор на младшей ступени такова: 1) предметная и изобразительная наглядность;2) текст;3) ситуация на основе текста;4) тема.В качестве опоры для развития монологических умений используется опорная схема, содержащая зачин, основную часть и заключение.Динамика развития монологических умений протекает в направлении от описания картинок по теме, близкой обучаемому (например, «Моя семья», «Мой друг»). Речь учащихся приобретает такое важное качество, как информативность.Одну из важнейших опор для монологических высказываний представляет собой тема. Она выступает в качестве заключительного этапа в обучении монологической речи, так как обучение устной иностранной речи и языку строится по тематическому принципу (принцип тематической связности) [33, с. 143].Опоры на данном этапе обеспечивают непосредственное высказывание через его содержание и его смысл. Динамика же развития речевых умений предполагает постепенное освобождение от опор.
-