Публикации Обучение диалогической речи

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обучение диалогической речи
Автор: Шматко Елена Геннадьевна

Обучение диалогической речиДиалогическая речь - как форма речевого общения создаётся в процессе общения двух или более партнёров. Её невозможно спланировать заранее, потому что речевое поведение одного партнёра в диалоге зависит от речевого поведение (характера реплик) другого. Для разговорной речи (диалога) характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий [20].Первоэлементом диалога является реплики различной протяженности от одной до нескольких фраз. Реплика – это высказывание одного из собеседников, связанного с другим высказываниями в структуре диалога. Высказывание при этом связано с предыдущим и последующим высказыванием и без них не может быть понято. Одна из реплик является репликой-стимулом, вторая – репликой-реакцией.Отсюда вытекает понятие реплицирования, представляющее собой механизм взаимодействия реплик [33, с. 134].Основная цель обучения диалогической речи состоит в создании у учащихся умений реплицирования в соответствии с целью и условиями коммуникации. Главным компонентом диалога и исходной единицей обучения диалогической речи выступает диалогическое единство. Диалогическое единство – соединение реплик, характеризующихся структурной, интонационной и семантической законченностью.Типы диалогических единств- Вопрос - ответ (Wer fehlt heute? – Heute fehlt Iwanow.)- Вопросконтрвопрос (Was hast du gestern abend gemacht? - Und du?) - Сообщение и вызванный им вопрос (Peter ist heute nicht zu Hause. - Woher weißt du es?)- Сообщение и вызванное им сообщение (- Peter ist heute nicht aufmerksam. Ja, das stimmt. Es kommt oft vor, dass er dem Unterricht nicht folgt. - Сообщение и реплика (Petrow ist der beste Sportler - Ja, das stimmt. Er ist der beste Sportler.) - Побуждение сообщение (Gehen wir ins Kino! – Der Film ist nicht interessant, ich rate dir nicht zu diesem Film.)- Побуждение вопрос (Dieser Film ist sehr interessant! - Gehen wir ins Kino?)Данные типы диалогических единств определяют типы диалогов, среди которых основными являются:Односторонний диалог – расспросДвусторонний диалог – расспросДиалог – волеизъявлениеУчащиеся на данном (базовом) уровне обучения должны уметь участвовать в общении с целью обмена информацией, побуждения собеседника к выполнению определенного действия или деятельности в связи с ситуацией.Одной из главных психологических особенностей диалогической речи является её ситуативность [33, с. 126; 30, с. 130]. Данная речь считается ситуативной, так как её содержание может быть принято лишь с учётом той ситуации, в которой она создается. Следующей особенностью диалогической речи является её эмоциональная окрашенность. Чувства и переживания находят свое выражение в структуре реплик, в особенностях их интонирования, в лексико-грамматических средствах.Для диалога необходимо подбирать учеников совместимых в психологическом аспекте, при этом учитывают особенности их мышления, реакции на речь, темп говорения, умение побуждать собеседника к высказыванию, а также степень подготовленности учащихся по иностранному языку. Другая особенность диалогической речи состоит в том, что она протекает в непосредственном контакте участников диалога. Это обуславливает недоговоренность, восполняемую жестами, мимикой, экстралингвистической ситуацией.Исходя из особенностей диалогической речи, следует формировать диалогические речевые умения.Диалогические умения – умения ставить коммуникативно-информативно - ценные вопросы, коммуникативно и ситуативно отвечать на вопросы, уметь сообщать информацию в целях ее последующего обсуждения, выражать оценочные суждения по поводу полученной информации: примером служат реплики согласия, несогласия, сомнения, подтверждения и т. д.В обучении диалогическим умениям можно выделить два этапа:1. Этап формирования основных умений реплицирования;2. Этап совершенствования этих диалогических умений в сложном речевом общении - групповом неподготовленном диалоге.По словам С.Ф. Шатилова, на первом этапе обучения диалогической речи должно стоять овладение учащимися различными типами реплик [33, с. 127]. Умению реплицировать необходимо обучать посредством ситуативных упражнениях, которые придают процессу обучения ситуативно-коммуникативный характер. При этом весьма важно учитывать особенности усвоения первых инициативных реплик (вопросительных, реплик утверждения, побуждения) и реактивных реплик (реплик-ответов, реплик-подтверждений, реплик сомнения, отрицания).В системе работы над диалогической речью различают следующие уровни:1. Уровень предложения - диалогическое единство.2. Сверхфразовый уровень – микродиалог - уровень овладения диалоги ческой речью, где объектом целенаправленного формирования должно стать взаимодействие партнеров в общении, взаимодействие их реплик, сочетание этих реплик и их структуры. Данные типы являются наиболее крупными единицами диалогической речи, но в их основе лежат однотипные диалогические единства, находящиеся в логико-смысловой зависимости. Такие диалоги принято называть микродиалогами.3. Уровень развернутого текста – тематический диалог, включающий в себя несколько микро диалогов, объединенных одной ситуацией общения.4. Свободная беседа - высший уровень владения диалогической речью, предполагающий ведение относительно непринужденной и разнообразной в структурном отношении беседы парной или групповой.Главным по важности и потребности является умение ставить вопросы. Оно выражается в способности ставить самые различные логические и коммуникативные вопросы: вопросы о причинно-следственных, простран-ственных, временных, качественно-количественных отношениях, необходимые для реализации коммуникативно-информативной функции языка. Этому умению необходимо обучать последовательно, начиная с простых вопросов, используемых на младшей ступени обучения: Wer ist das? Wer ist dort?При обучении постановке вопросов выделяют два периода [33, с. 141]:1) овладение отдельными вопросами (типом вопросов);2) овладение связными вопросами. В соответствии с этими этапами в начальных классах необходимо ставить такие вопросы как: Wer ist das? Wer kommt? Was ist das? Was machst du? Wie schreibst du? Wo lebt er? Wie viel…? Wen ..? Wem…? Wie ist..? Schreibt er? [10, 288 c.].Сначала учащиеся учатся ставить вопросы по образцу учителя к лицам на основе наглядности, например: Wer ist das? (на картинках изображены разные дети) или вопрос: Was ist das? (на картинках изображены разные предметы: парта, стул). По мере овладения новыми вопросами они могут объединяться: 1. В логически связные группы вопросов, например, серия вопросов к одному лицу: Wie heiβt er? Wie ist er? Was macht er? Wo lernt er?2. Вопросы о предметах: Was ist das? - Wo steht (ist, liegt) er? Wie ist…? Wie viel…stehen…?3. Вопросы, объединённые темой «Класс»: Wie ist das Klassenzimmer? Was steht dort? Was machen die Kinder? При работе над диалогической речью следует использовать разговорные клише для начала и окончания диалога. Также важно обучать выразительному и эмоциональному говорению [23, 288 c.].Обучение диалогической речи начинается с обучения реагированию на реплику собеседника. Сначала учитель дает стимулирующие реплики, разнообразя их в зависимости от типа диалогических единств, а учащиеся овладевают умением реагировать на них. Разнообразие реакций зависит от класса (1, 2, 3) от языковых средств, которыми они располагают, от индивидуальных особенностей учащихся. Например, на реплику стимул What’s his name? (показывается фотография) могут быть различные реакции.P1 – Anton Pavlovich.P2 – His name is A. P.P3 – I don’t know.P4 – I don’t know what is his name.Дальше стимулирующие реплики дают сами дети, а их одноклассники реагируют на них. После того, как учащиеся смогут без труда, в быстром темпе реагировать на стимул с помощью одной реплики, учитель показывает им, как можно развернуть реагирующую реплику в короткое высказывание. Например:P1 – What season do you like, Galina Evgenievna?T – I like spring. It’s warm. The sun shines brightly. And I can work in the garden. - And what about you, Alla?При рассмотрении особенностей обучения устной речи нельзя не упомянуть об основных подходах обучения диалогической речи, таких как [15, c. 114]:
-