Публикации
Обучение монологической речи
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обучение монологической речи
Автор: Шматко Елена Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обучение монологической речи
Автор: Шматко Елена Геннадьевна
Обучение монологической речи Монологическая речь представляет собой непрерывное изложение мысли одним лицом, обращенным к одному или нескольким лицам, с целью достижения на них определенного воздействия.К монологу относится речь, которую произносит один человек: это рассказ учителя, развернутый ответ ученика. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Монологическая речь представляет большие трудности по сравнению с диалогической речью, ее формирование у учащихся, особенно на уроках английского языка, представляет специальную задачу, которую педагогам приходится решать на протяжении всех лет обучения. Монологическая речь в большей степени «планируема» и «подготовляема» [33, с. 135]. В такой речи все продумано: последовательность в изложении мыслей, языковая форма и т.д.Она преимущественно контекстна, строится, как правило, без учета экстралингвистического характера [15, c. 117]. Однако, она может быть и ситуативной, «неподготовленной», например, спонтанное высказывание. Важными качествами монологической речи является её полнота и связанность мыслей, непрерывность и последовательность, ясность и логичность высказывания, благодаря которым становится возможной законченность и завершенность мысли в высказывании [33, с. 138].Основная цель обучения монологической речи состоит в формировании у учащихся монологических умений.Под монологическими умениями понимают умения правильно и последовательно излагать свои мысли, делать это достаточно полно и коммуникативно-мотивированно, а также правильно, в языковом отношении, пользоваться средствами иностранного языка для выражения мыслей при говорении [33, с. 138].Монологическое высказывание – действие, осуществляемое субъектом речевой деятельности - учащимися, выражающими свое личностное отношение к окружающей действительности [22, c. 113].Таким образом, учащийся совершает речевой поступок, в котором будет отражаться отношение говорящего к предмету суждения.Процесс порождения монологического высказывания протекает в трех фазах [22, c. 114]. Необходимо на них подробно остановиться:Первая фаза – мотивационно-побудительная. Характеризуется единством потребности как исходного пункта, мотива и цели действия. Нахождение учителем потребности, мотивов имеет важное значение при организации обучения устной речи и помогает в преодолении всевозможных трудностей. Соответственно, путь от мысли к речи начинается с мотива и цели речевых действий.На второй – аналитико–синтетической фазе, происходит зарождение и формулировка замысла, не имеющего языкового воплощения. На этом этапе ученик сталкивается с трудностями, из–за отсутствия точных знаний по поводу: как и что сказать на иностранном языке.Осуществление монологического высказывания осуществляется на третьей фазе - исполнительной. Ученик осуществляет фонацию и интонирование своего высказывания.Учителю же следует управлять процессом обучения речевым действиям монолога на всех трех этапах.Способность обучающихся строить высказывание в монологической форме предполагает сформированность многих умений, как умения композиционно правильно построить монолог.Монологическое высказывание трехкомпонентно по структуре и включает зачин, главную часть и заключение. Говорящий ученик должен представить тему сообщения, развить его и подвести итог. По словам И.А. Зимней, говорящему нужно выстроить многоуровневую «пирамиду высказывания», где вершиной ее станет замысел [22, c. 115].
