Публикации Сохранение традиций и формирование современных аспектов танцевально-пластической культуре коренных народов Севера.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сохранение традиций и формирование современных аспектов танцевально-пластической культуре коренных народов Севера.
Автор: Янкова Саргылана Валерьевна

Тема : Сохранение традиций и формирование современных аспектов танцевально-пластической культуре коренных народов СевераБесспорно, каждый танец несёт в себе реальные жизненные явления, которые передаются с поколения, в поколения изменяясь и «прорабатываясь» во временных рамках. Точно так же каждая историческая эпоха, каждая социальная группа влияет на выразительность, пластичность, лексику и на музыкальную форму танца. Сохранение и пропаганда традиционной культуры коренных малочисленных народов севера в наше время очень трудно, так как сложно соединить соотношения неизменного (традиционного) и изменяющегося (инновационного). При исследовании каждой этнической культуры внимание обращается не только на их отличие но, и на их своеобразии и уникальности во времени и в пространстве.Традиционно-танцевальная культура коренных народов Севера связана с различными праздниками и обрядами. Традиционные танцы имели большое значение в жизни коренных народов и были задействованы во всех обрядах жизненного цикла. Уникальная танцевальная культура имела огромное значение в формировании национального самосознания и духовных ценностей северных народов. Танцы для народов Севера являлись визуальным проявлением мировоззренческих представлений, религиозных воззрений и верований. Наряду с танцами, которые строго исполнялись к определенным праздникам и ритуалам, значительное место в повседневном быту занимали как индивидуальные, так и игровые танцы, которые бытовали вплоть до 1940-х годов. В то время народы Севера между племенами часто устраивали состязания на создание лучшей песни и лучшего танца. Однако уровень развития танцевальной культуры у коренных народов Севера в то время был различным. Так, наиболее развита она была у эскимосов, чукчей и коряков, в наименьшей степени - у самодийских народов.Несмотря на это традиционно-танцевальная культура коренных малочисленных народов севера на сегодняшний день малоизученная тема, не говоря уже о том, что культура этого народа малоизвестна, мало кто знает об их существовании, где и как они живут. Танцевально-пластический фольклор Севера она отличается особой динамичностью, способностью изменяться. Сегодня эта сфера фольклора представляет собой сложное сочетание традиционного и нового, исконно своего и заимствованного. Между тем танец остаётся наименее изученной в теории и истории художественной культуры сферой фольклора.Основные проблемы теоретического изучения традиции танца, связаны, прежде всего, со сложностями фиксации языковых средств танца, высокой степенью изменчивости и вариативности в его бытовании, наконец, с уровнем изученности традиционной этнической культуры1.Запись и фиксация языковых средств танца очень сложна, по той причине, что до сих пор нет единого метода записи народных танцев. Исследователю-этнографу сложно проследить за развитием танца, так как нет возможности изучить записи танца, из-за их отсутствия. 1 Чернышева,С.Л.Традиционнаятанцевально-пластическаякультуракакобъект культурологического анализа. Санкт-Петербург, 2009. С. 251.2 Лукина, А.Г. Мария Яковлевна Жорницкая - исследователь танцевального фольклора народов Сибири и Севера//Культура и цивилизация. Якутск, 2020.- С. 47-48.В современности традиционные танцы народов Севера часто встречаются на сценах театров, так же существуют множество ансамблей северных танцев, которыми руководят носители и знатоки танцевальной культуры Севера.Их репертуар базируется на богатых местных традициях, в которых органично переплетаются слова, музыка и танец. К примеру, можно взять репертуар ансамблей у художественной самодеятельности эскимосов базируется на хорошо развитой у них традиции имитационно- подражательных танцев и танцев-инсценировок.Необходимо отметить, что бытующие в среде коренного населения Севера подлинные народные танцы отличаются от их сценических интерпретаций в коллективах художественной самодеятельности. Среди них наиболее близки к своей первооснове, есть так называемые аутентичные фольклорные коллективы, стремящиеся точно воспроизвести подлинные народные произведения (песенные, хореографические, музыкальные). К таким коллективам можно отнести чукотско-эскимосский ансамбль «Уэлен». Но и они вынуждены приспосабливаться к специфическим условиям сцены, в частности - ограничить участников в продолжительность исполнения.1Нилов,В.Н.ХореографиякоренныхнародовСевераРоссии:теоретико- методологический анализ. Москва, 2007. С. 30.Выступление таких ансамблей лишено тех тесных контактов исполнителей со зрителями, которые характерны для бытования фольклора в естественной среде1.Современная хореографическая культура коренных народов Севера представляет собой своеобразный сплав традиционных и новых сценических выразительных средств. Важно отметить, что хореографическая пластика, созданная коренными народами Севера России в далеком прошлом, не утрачивает своего значения и сегодня. В век глобализации, технического прогресса и «размывания» традиционной культуры коренные народы Севера России стремятся сохранить свою индивидуальность, а устойчивые традиции национальных культур этих народов способны помочь «аборигену» адаптироваться в стремительно меняющемся мире.В наши дни традиционное хореографическое искусство выступает не только в качестве арсенала изобразительных средств, но и как своеобразный «живой источник», питающий фантазию хореографов. А сохранение,изучение и воссоздание этих богатств является главной задачей развития современного хореографического искусства коренных народов Севера.1Нилов, В. Н. Хореографические традиции эскимосов // Народное творчество. 2003. 2 С. 41-45.2Нилов,В.Н.ХореографиякоренныхнародовСевераРоссии:теоретико- методологический анализ. Москва, 2007. С. 32-33.1 Панченко, Л.Н. Традиционные танцы народа манси//В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи: сб.ст.по матер. XI международной научно- практической конференции. Часть II. Новосибирск: СибАК, - 2012.2 Панченко, Л.Н. Традиционные танцы народа манси//В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи: сб.ст.по матер. XI международной научно- практической конференции. Часть II. Новосибирск: СибАК, - 2012.На сегодня традиционные танцы немного изменились по характеру и манере, но в лексике всё так, же присутствует плавность в женских движениях, пружинистость в движениях ног, широко расставленные по второй позиции ног у мужчин и т.д. Нилов В.Н. в своей работе «Хореография народов Севера» упоминает о том, что на современную традиционную хореографию манси значительное влияние оказала русское хореографическое искусство. Изменились как характер и манера исполнения, так и темп, ритм, даже музыкальное сопровождение. Но, несмотря на такую трансформацию. Традиционная музыкальная культура сохраняется. Появляются фольклорные самодеятельные кружки и коллективы. Танцевальными коллективами накапливается обширный репертуарный фонд. Он является ценностью национальной хореографической культуры. В посёлке Саранпауль, Берёзовского района, ХМАО образовался музыкальный фольклорный детский ансамбль «Сaлылёyх» под руководством Д. Г. Агеева. Изначально они практикуют в основном только чисто традиционные танцы и песни или, по крайней мере, максимально приблизить их к первоисточнику2.Причиной распада многих фольклорных групп стали пассивное использование традиционного фольклора или полное её отсутствие в своем творчестве. Это привело к ослаблению национальных особенностей. Это повлияло на создание первого и единственного в Ханты - Мансийском Автономном округе профессионального театра обско-угорских народов«Солнце». Их основной репертуар построен на основе обско-угорского фольклора, так же стоит отметить, что они максимально приближены к1 Источники по этнографии Западной Сибири. Томск, Изд-во Том ун-та, 1987. - 284с.2 Нилов, В.Н. Хореография коренных народов Севера России: теоретико- методологический анализ. Москва, 2007. С. 28-29.этнографическому воспроизведению народных танцев, песен, обрядов. В их танцах, в их танцевальной пластике трудно выделить, конечно, локальные выразительные средства народов ханты и манси. Но взамен им широко представлены оригинальные театральные эффекты и построения, мастерски разработанные и исполненные на высоком профессиональном уровне1.Вывод. Таким образом, можно сказать, что традиционная танцевальная культура Севера в современности не теряет свою отличительную национально-специфическую особенность, и, следовательно, не утрачивает связь с традиционными формами танцевального творчества, питающего его. И на сегодняшний день они активно используют традиционное танцевальное искусство с развитыми формами хореографической культуры театрально- сценическими и современными танцами. Значение и смысл традиционных танцев Севера не изменились, но изменилась лексика, манера и характер танца. Можно с уверенностью сказать, что традиционный танец, и современная хореографическая культура они образуют новое направление. Они взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга. Дополняя друг друга, традиционная и современная танцевальная культура Севера на сцене создают мощное специфическое представление. И можно с уверенностью сказать, что традиционная культура народов Севера в век глобализации и технического прогресса она ни то, что сохранена, но и идёт в бок обок, со временем.Список литературы:
  • Анисимов, А.Ф. Народы крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (XX века), Москва «Северные просторы». - 2002, - 35с.
  • Бусикова, О. Б. Трансформация в хореографии традиционных игр народов Сибири: учебное пособие/ Улан-Удэ, 2006. - 317с.
  • Василевич, Г. М. Древние охотничьи и оленеводческие обряды эвенков
  • // Сб. МАЭ. - М.-Л., 1957. Т. 17. - 185с.
  • Василевич, Г. М. О культе медведя у эвенков// Сб. МАЭ. М.-Л., 1971. Т.7. -169с.
  • Гиршон, А. Импровизация и хореография. Контактная импровизация. Альманах 1. 2012.
  • Горшкова, Е. В. Музыкальное движение и слово в создании танцевального образа//Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. - М.: Интор, 1996. С. 64.
  • Жорницкая, М. Я. Народные танцы эвенков Якутской АССР// Сов.этнография. - 1964. - 2. - 116с.
  • Жорницкая, М. Я. Народные танцы эвенов и эвенков // СЭ. - 1964. - 2.
  • - 122с.
  • Жорницкая, М. Я. Северные танцы. М., 1970. 212с.
  • Жорницкая, М. Я. Изучение танцевальной культуры амгуэмских чукчей// Итоги полевых работ Ин-та этногр. им. Н.Н. Миклухо-Маклая в 1971 г. - М., 1972. - Вып. 1.- 163с.
  • Жорницкая, М. Я. Обрядовые танцы коряков и эскимосов // Новое в этнографических и антропологических исследованиях: Итоги полевых работ ИЭ - 1972. - М., 1974. - 32с.
  • Жорницкая, М. Я. Традиционные игровые танцы чукчей и эскимосов и их современное бытование // Тез. Доклада все союз. конф.,
  • посвященной этнографическому изучению современности. Москва - 1975. - 177с.
  • Жорницкая, М. Я. Традиционные танцы эскимосов // Итоги полевых работ Ин-та этногр. им. Н.Н. Миклухо Маклая. - 1974 г. М., 1975.- 157с.
  • Жорницкая, М.Я. Народные игры чукчей и эскимосов // ПИИЭ в 1975.- М., 1977.- 36с.
  • Жорницкая, М.Я. Фиксация пластики движений традиционных танцев хантов и манси // ПИИЭв 1978. -М., 1980. - 90с.
  • -