Публикации
Урок-игра по русскому языку: «Его Величество русский язык». 10 класс.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок-игра по русскому языку: «Его Величество русский язык». 10 класс.
Автор: Безниско Оксана Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок-игра по русскому языку: «Его Величество русский язык». 10 класс.
Автор: Безниско Оксана Николаевна
Урок-игра по русскому языку: «Его Величество русский язык». 10 класс.Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. М.А. ШолоховУчитель: Добрый день, уважаемые учащиеся и гости!Мы рады всех приветствовать на турнире знатоков русского языка.Сегодня наш класс будет состязаться за звание «Знатоки русского языка» в командной игре. Приветствие (Класс распределяем на две команды, определяем капитанов). Капитан 1 команды:Если ты хочешь судьбу переспорить,Если ты ищешь отрады цветник,Если нуждаешься в твёрдой опоре,(Выучи русский язык!)Капитан 2 команды:Он твой наставник великий, могучий,Он переводчик, он проводник.Если штурмуешь познания кручи-(Выучи русский язык!)С. Абдулла Учитель: в 10-м классе мы углублённо изучаем разделы лексики, осложнённую орфографию. Поэтому сегодня на уроке постараемся повторить, систематизировать полученные знания и решить задания в игровой формеКонкурсы Команды. Лексикология.Подобрать синонимы к словам.На выполнение задания командам даются две минуты.Кто больше слов-синонимов подберёт, получает балл за конкурс. Родина – отчизна – отечество – край родной – отчий край – родная земля – родная сторона – родина-мать – матушка-земля – колыбель – родные места Язык – речь – слово – говорение – наречие – трактовка - Команды. Фразеология.Написать значения ФО.За каждое правильное толкование фразеологизма по одному баллу.На выполнение задания 5 минут.Первой команде:Два сапога параКак две капли водыОпустить рукиОвчинка выделки не стоитПруд прудиВторой команде:Ни свет ни заряСвежо предание, а верится с трудомБелые мухиКак с гуся водяДуши не чаять Команды. Фразеологизмы.Вспомнить и записать ФО со словом вода.За каждый верно подобранный фразеологизм по 1 баллу.На выполнение задания 3 минуты.Как в воду опущенный– имеющий унылый вид.И концы в воду– скрыть все следы неблаговидного дела.Как в воду кануть– бесследно пропасть, исчезнуть.Как с гуся вода– ничем не проймешь, все нипочем.Как рыба в воде– в своей среде, сфере, свободно, непринужденно. Много воды утекло– много времени прошло.Много воды (в докладе, выступлении, произведении) – много лишнего, ненужного.Седьмая вода на киселе – о дальних родственниках.Не зная броду, не суйся в воду – не приступать к действиям без знания дела. Команды. Акцентология.Подчеркнуть слова с неверно выделенным ударным слогом:За все верные ответы – 1 баллуглУбить, обогнАла, шарфЫ, донЕльзя, перезвОнит, тортЫ, аэропОрты, балУясь, катАлог, прИбыла, сОгнутый, понЯвший, красивЕе, нажИвший, зАгнутый, молЯщий, облЕгчить, цЕпочка, сверлИшь, вклЮчишь, включИм, крАны Конкурс капитанов.Вспомнить продолжение пословиц.Если капитан сам отвечает – 2 балла, если команда – 1 балл.Пословица - краткое мудрое изречение, содержащее умозаключение.Учитель поочерёдно обращается к капитанам команд, зачитывает начало пословиц:Первому капитану: Дерево держится корнями, а (человек - друзьями) Второму капитану: Жизнь прожить – (не поле перейти)Первому капитану: Любишь кататься – (люби и саночки возить)Второму капитану: На Бога надейся, а (сам не плошай)Первому капитану: Чем похвалишься, (без того и останешься)Второму капитану: Дело мастера боится, а (иной мастер – дела)Первому капитану: Конь о четырёх ногах, (и то спотыкается)Второму капитану: Не зная броду, (не суйся в воду)Первому капитану: Под лежачий камень (вода не течёт)Второму капитану: Свято место (пусто не бывает)Команды. Орфография. Приставки.Преобразовать словосочетания, то есть фразы заменить на синонимы с приставками на –з, -с.Вспоминаем правописание приставок на –з,-с.За каждое верное слово по 1 баллу.На выполнение задания 5 минут.делить на доли – распределятьлишенный присмотра – беспризорныйнарушение покоя – беспокойствоизящной формы, утонченный – изысканныйпревосходящий всякую меру – чрезмерныйто же, что слишком – чересчуробладающий честью – беспорочныйжестокое наказание – расправабез затруднений – беспрепятственно Команды. Орфография. Приставки.Заменить предложенные слова, словосочетания заменить на синонимыс пре- , и при-Вспоминаем правописание приставок на пре-, при-; иноязычные слова с пре-, при- в корне.За каждое верное слово по 1 баллу.На выполнение задания 5 минут. купить - приобрестипредставление - презентациялегенда - преданиевставать у берега - причалитьисключительное право - прерогативатрудность, помеха – препятствие, препона, преградаподарок - презентглава государства - президентпервенство - приоритетвступление к музыкальному произведению - прелюдияФизкультминутка.1.Лингвистические загадки. Читает учитель. Что стоит посредине земли? (м)В каком слове сорок а? (сорока)В каких словах по сто согласных? (стол, стог, стоп)Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол в топливо, шест в число? (сделать мягким конечный согласный) Какой город летает? (Орел) Каких камней не найдешь в море? (сухих) Какой болезнью на земле никто не болеет? (морской)Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (броненосец)Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаше другими, чем тобой? (твое имя)Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дней? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква ц)2. Капитаны.Переставьте буквы в словах, чтобы получилось новое слово.Командам можно помогать своим капитанам.Первому капитану:Марка – рамкакума – мукаспаниель - апельсинтопор – ропотгарант – гранатлогика – иголкаВторому капитану:Салат – атлассмола – маслоактёр – тёркабанка – кабаноклад – лодкамать – тьма Команды.Заменить зачитанные значения словами с н - нн.За каждое верное слово по 1 баллу. На выполнение 5-6 минут.Вспоминаем правописание различных частей речи с н-нн.Ветер в тундре – тундреныйнаходящийся за тундрой – затундренныйдень с ветром – ветреныйдень без ветра – безветренныйобложенный плиткой тротуар – мощёныйисполняющий роль отца при свадебном обряде – посажёныйсообразительный, понятливый – смышлёныйимущество невесты – приданоечеловек с хорошими манерами – воспитанныйполучивший приглашение – званыйсделанный из холстины – холстинныйогонь в камине – каминныйопытный, получивший хорошую подготовку – квалифицированныйнепостоянный, ограниченный во времени – временный Команды.Резервный конкурс.Заменить данные слова, словосочетания на синонимы с приставкой не.За каждое верное слово по 1 баллу. На выполнение 5 минут.лишённый ловкости – неуклюжийотсутствие свободы – неволянужда, потребность – необходимостьисступлённая ярость – неистовствовымышленная история – небылицаошибочное понимание – недоразумение Рефлексия1. Подведение итогов.2. Резервный конкурс.Записать словосочетания, обозначающие время, одним словом.Первая команда:60 секунд – минута10 дней – декада365 дней – год60 минут – час30 дней – месяц100 лет – векВторая команда:24 часа – сутки12 часов – полночь12 месяцев – год12 однородных предметов – дюжина7 дней – неделя1000 лет – миллениум3. Заключительное слово учителя.Чтение стихотворения о русском языке. На свете много стран больших И много малых есть,И для народностей любыхЯзык свой – это честь.А я судьбу благодарю,Мне выше счастья нет,Что вот по-русски говорюУж сорок с лишним лет.Спокоен, весел и певуч,Насмешлив и суров,И беспощаден и могучИ грозен для врагов.(Н. Банко) Спасибо за внимание!
