Публикации Викторина по русскому языку: «Весёлая грамматика». 5 класс.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Викторина по русскому языку: «Весёлая грамматика». 5 класс.
Автор: Безниско Оксана Николаевна

Викторина по русскому языку: «Весёлая грамматика». 5 класс.Ребята, сегодня нас ждёт урок-викторина. Мы совершим путешествие по всем областям страны под названием Лингвистика, а помогать нам будут специалисты из 7 класса, которые уже завершили освоение многих разделов языкознания. Они принесли нам карту страны Лингвистика, которую нарисовали, чтобы мы не сбились с пути.Правила викторины: не шуметь, не выкрикивать с места (такие ответы не засчитываются), чтобы ответить на вопрос, нужно поднять руку. Право последнего слова остаётся за капитаном. Участники команды, одержавшей победу, получают за урок «5».Учащиеся делятся на 2 команды, выбирают капитана и придумывают название.Ведущие и 2 помощника – ученики 7 класса. Ведущие совместно с учителем проводят викторину, помощники подсчитывают набранные командами баллы.УЧИТЕЛЬ: чтобы определить, какая команда будет первой получать задания, ответим на вопрос: 145-летие со дня рождения какого русского писателя и путешественника мы отмечали 4 февраля 2018 года? (Ответ: Михаила Михайловича Пришвина)II. Выполнение заданий викторины1. Разминка.За каждый правильный ответ – 1 балл.Участникам викторины предлагаются загадки-шутки.Ведущие по очереди задают вопросы каждой команде.1) В каком слове срок гласных? (Ответ: сорока.)2) В каком слове 100 раз повторяется «нет»? (Ответ: стонет)3) За чем (зачем) во рту язык? (Ответ: за зубами)4) За что ученика выгнали из класса? (Ответ: за дверь)5) Может ли страус назвать себя птицей? (Ответ: нет, он не умеет говорить)6) На каких полях трава не растет? (Ответ: на полях шляпы, тетради)7) Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней. (Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)8) В каких словах по сто согласных? (Ответ: стол, стог, стон, сток, стоп)9) Кто ходит сидя? (Ответ: шахматист)10) Что можно приготовить, а съесть нельзя? (Ответ: уроки)11) Чем заканчивается лето и начинается осень? (Ответ: буквой «О»)12) Чем оканчивается день и ночь? (Ответ: мягким знаком)2. Фонетика.УЧИТЕЛЬ: первая область, которую мы посетим сегодня, называется Фонетика. Вспомним, что изучает этот раздел языкознания (за правильное определение 1 балл).Задание 1. «Замени звук».За каждый правильный ответ – 1 балл.Ведущие по очереди читают командам стихотворения-шутки и загадки. Нужно изменить в слове один звук, чтобы исправить ошибки.1)Неизвестно, как случилось,Только звук-то заблудился:Заскочил он в чей-то домИ хозяйничает в нем!Закричал охотник: «Ой!Двери гонятся за мной!»(по А. Шибаеву)(Ответ: звери)2)На виду у детворыКрысу красят маляры.(А. Шибаев)(Ответ: крышу)3)С м меня ты надеваешь,С л собаку называешь.(Ответ: майка – лайка)4)С к я в школе на стене,Горы, реки есть на мне.С п – от вас я не таю – В каждом классе в ряд стою.(Ответ: карта – парта)5)Известное я блюдо,Когда ж прибавишь м,Летать, жужжать я буду,Надоедая всем.(Ответ: уха – муха)6)С третьей буквой алфавитаЯ больных лечу,А с четвертой – Весной я прилечу.(Ответ: врач – грач)7)Когда я с д, меня сорвут,Когда я с т, на мне плывут.(Ответ: плод – плот)8)С глухим согласным наливаюсь в поле,Со звонким – сам звеню я на раздолье.(Ответ: колос – голос)Задание 2. «Анаграммы и шарады».Задание открывается на мультимедийном проекторе.За каждый правильный ответ – 1 балл.Команды записывают ответы на листках.УЧИТЕЛЬ: теперь вас ждет непростое испытание – нужно разгадать анаграммы и шарады.ВЕДУЩИЙ: анаграммами называют новые слова, которые получаются путём перестановки букв или слогов какого-нибудь слова. Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на части, причем каждая из них составляет самостоятельное слово, подлежащее отгадыванию по указанному значению.1)Я – дерево. В родной странеНайдешь в лесах меня повсюду.Но слоги переставь во мне – И воду подавать я буду.(Ответ: сосна – насос)2)Легко дыша в моей тени,Меня ты летом часто хвалишь.Но буквы переставь мои – И целый лес ты мною свалишь.(Ответ: липа – пила)3)Мой первый слог – предлог,А во втором мы проживем всё лето,А целое от нас и васДавно уж ждет ответа.(Ответ: за-дача)4)Мой первый слог – в линейных нотах,Два остальных – защита у животных,А целое соединит всегдаДеревни, села, города.(Ответ: до-рога)5)Три буквы облаками реют,Две видны на лице мужском,А целое порой белеетВ тумане моря голубом.(Ответ: пар-ус)6)Первый слог – нота, второй – тоже,А целое – на боб похоже.(Ответ: фа-соль)3. Орфоэпия.УЧИТЕЛЬ: следующая остановка в области Орфоэпия. Что изучается в этом разделе лингвистики? (за правильное определение 1 балл).Задание 1. «Прочти, что здесь написано».За безошибочно прочитанные слова – 4 балла (за каждую ошибку команда теряет 1 балл).Команды получают от ведущего листок со словами, которые нужно прочесть вслух, соблюдая орфоэпические нормы.Торты, краны, кухонный, красивее, километр, звонит, позвонишь, алфавит, мельком, новорожденный, откупорить; горчичный, скворечник.(Ответы: торты, краны, кухонный, красивее, километр, звонит, позвонишь, алфавит, мельком, новорождённый, откупорить; горчи[шн]ый, скворе[шн]ник).Шарфы, банты, средства, свекла, красивейший, начал, столяр, баловать, звонят, созвонимся, черпать; яичница, прачечная.(Ответы: шарфы, банты, средства, свёкла, красивейший, начал, столяр, баловать, звонят, созвонимся, черпать; яи[шн]ица, праче[шн]ая).4. Морфемика и словообразование.УЧИТЕЛЬ: следующие области, которые мы посетим сегодня, называются Морфемика и Словообразование. Вспомним, что изучают эти разделы языкознания (за правильное определение 1 балл).Задание 1. «Собери слова».За каждое правильно «собранное» слово – 1 балл.Команды получают задание и записывают ответы на листках.ВЕДУЩИЙ: соберите слова, морфемы которых спрятались в других словах.1) приставка – в слове подсказка, корень – в слове снежный, суффикс – в слове ученик, окончание – в слове утки (ответ: подснежники);2) корень –  в слове молодой, суффикс – в слове пальцы, окончание – в слове коты (ответ: молодцы);3) приставка в слове переход, корень – в слове городок, суффикс – в слове учить, окончание – в слове копать (ответ: перегородить);4) корень – в слове ельник, суффикс – в слове багровый, окончание – в слове красный (ответ: еловый).Задание 2.  «Где слова родные, однокоренные? Зачеркни лишнее слово».За безошибочно выполненное задание – 2 балла.Команды получают задание и записывают ответы на листках.ВЕДУЩИЙ: зачеркните «лишнее», не являющееся однокоренным, слово в каждой строчке.Гора, горевать, горный, горец (ответ: горевать);Вода, водный, водитель, водопровод (ответ: водитель);Нос, переносица, носик, носить (ответ: носить);Вдруг, друг, подружиться, друзья (ответ: вдруг);Море, морковь, морской, приморский (ответ: морковь);Белить, побелка, белка, белый (ответ: белка).5. Лексика.УЧИТЕЛЬ: A теперь наш путь лежит в обширную область Лексики. Что изучает этот раздел языкознания? Расскажите, что мы называем синонимами, антонимами? Какие слова называются омонимами? Что вы знаете о неполных омонимах? (за каждое правильное определение по 1 баллу).Задание 1. «Синонимы».За каждый правильный ответ – 1 балл.Задание открывается на мультимедийном проекторе.Команды записывают ответы на листках.ВЕДУЩИЙ: из данного текста выпишите синонимы.На картине была изображена девушка. Она смотрела на воду канала и, казалось, созерцала что-то. Она не замечала ни прохожих, которые с любопытством взирали на неё, ни дворников, которые лениво глазели у ворот. (Б.Лавренёв)(Ответ: смотрела, созерцала, взирали, глазели).Задание 2. «Антонимы»За каждый правильный ответ – 0,5 балла.Задание открывается на мультимедийном проекторе.Команды записывают ответы на листках.ВЕДУЩИЙ: подберите к словам антонимы.Радость, начало, друг, зло, тьма, земля, начало, длинный, чистый, смелый, горький, горячий, узкий, больной, найти, говорить, любить, много, вверху.(Ответы: радость – горе, начало – конец, друг – враг, зло – добро, тьма – свет, земля – небо, начало – конец, длинный – короткий, чистый – грязный, смелый – трусливый, горький – сладкий, горячий – холодный, узкий – широкий, больной – здоровый, найти – потерять, говорить – молчать, любить – ненавидеть, много – мало, вверху - внизу).Задание 3. «Омонимы».За каждый правильный ответ – 1 балл.Задание открывается на мультимедийном проекторе.Команды записывают ответы на листках.ВЕДУЩИЙ: из стихотворений выпишите омонимы и определите, какой вид омонимии представлен в данных текстах.1)Сев в такси, спросила такса:– За проезд какая такса?А водитель: – Денег с таксНе берём совсем, вот так-с.(Я. Козловский)(Ответ: такса/такса – омонимы, такс/такс-с – омофоны)2)Нёс медведь, шагая к рынку,На продажу мёду крынку.Вдруг на мишку – вот напасть –Осы вздумали напасть!Мишка с армией осинойДрался вырванной осиной.Мог ли в ярость он не впасть,Если осы лезли в пасть,Жалили куда попало,Им за это и попало.(Я. Козловский)(Ответ: к рынку/крынку, впасть/в пасть – омофоны, напасть/напасть, осиной/осиной – омоформы)3)Заявил попугай попугаю:- Я тебя, попугай, попугаю! -И ответил ему попугай:- Попугай, попугай, попугай!(В. Бахревский)(Ответ: попугай/попугай, попугаю/попугаю – омоформы)4)Отца спросила дочка:–  Не знаю, как прочесть,Есть слово «проволОчка»И «прОволочка» есть.А что такое «атлас»?Его приносят в класс?Я прочитала «Атлас»,Но есть ведь и «атлАс».Отец ответил:–  Дочка,Уймись на полчасочка.(А. Барто)(Ответ: проволочка/проволочка, атлас/атлас – омографы)5)Снег сказал: «Когда я стаю,Станет речка голубей,Потечёт, качая стаюОтражённых голубей».(Я. Козловский)(Ответ: стаю/стаю, голубей/голубей – омоформы)Задание 4. «Вспомни слова».За 3 минуты нужно подобрать как можно больше слов.Команда, вспомнившая большее количество слов, получает 3 балла.Первая команда составляет слова с начальным слогом фра-, вторая – с начальным слогом фар-.(Возможные ответы: фрагмент, фраза, фразеологизм, фразёр, фразировать, фрак, фракция, фрамуга, франк, франт, франтить, французский, французы, фрахт; фара, фараон, фарватер, фарерцы, фарисей, фармакология, фармацевт, фарс, фарт, фартук, фарфор, фарш, фаршировать).6. Фразеология.УЧИТЕЛЬ: следующая наша остановка – Фразеология. Что изучает этот раздел лингвистики? (за правильное определение 1 балл).Задание 1. «Вспомни фразеологизмы».За каждый правильный ответ – 0,5 балла.Команды получают задание на листках. ВЕДУЩИЙ: допишите вторую часть фразеологизма.1) Овчинка ... 2) Как две капли ... 3) Топтаться на ... 4) Чёрным ... 5) Зарубить себе ... 6) Дамоклов ... 7) Еле-еле душа ... 8) Крокодиловы ... 9) Ждать у ... 10) Принять за чистую ... 11) Проще пареной ... 12) Обвести вокруг ...(Ответы: овчинка выделки не стоит, как две капли воды, топтаться на месте, чёрным по белому, зарубить себе на носу, дамоклов меч, шагом, еле-еле душа в теле, крокодиловы слёзы, ждать у моря погоды, принять за чистую монету, проще пареной репы, обвести вокруг пальца).7. ГрафикаУЧИТЕЛЬ: нельзя пройти мимо Графики. Вспомним, что изучает этот раздел лингвистики. (за правильное определение 1 балл).Задание 1. «Расшифруй слова»Ведущий раздаёт карточки с зашифрованными словами, буквы которых обозначены цифрами по их месту в алфавите.Кто быстрее определит, какие три слова зашифрованы, получает 2 балла.ВЕДУЩИЙ: расшифруйте слова.1, 9, 2, 21, 12, 1 (ответ: а, з, б, у, к, а);17, 33, 20, 7, 18, 12, 1 (ответ: п, я, т, ё, р, к, а);18, 16, 19, 19, 10, 33 (ответ: Р, о, с, с, и, я).8. Синтаксис. Орфография.УЧИТЕЛЬ: завершает наше путешествие битва капитанов, для которых предусмотрено 2 задания - из области синтаксиса и орфографии.Задание 1. «Расставь знаки препинания».За правильно выполненное задание – 2 балла.Капитанам раздаются карточки с предложениями.ВЕДУЩИЙ: расставьте знаки препинания там, где это необходимо.Полая вода сошла и река струилась узенькими ручейками. Север дышит ветром ночи и полынь колышет. Поют жаворонки в ясной тишине и с неба трель льют. Прошли лес и перед нами вдруг открылась река.(Ответы: Полая вода сошла, и река струилась узенькими ручейками. Север дышит ветром ночи и полынь колышет. Поют жаворонки в ясной тишине и с неба трель льют. Прошли лес, и перед нами вдруг открылась река).Задание 2. «Вставь пропущенные буквы».За правильно выполненное задание – 2 балла.Капитанам предлагаются карточки с одинаковыми словами.ВЕДУЩИЙ: вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.Чудес__ный, мес__ность, чу__ствовать, уча__ствовать, тер__ас__а, пьес__а, драм__а, ал__юминий, метал__ический, гостин__ая, прекрас__ный, трос__ник, вкус__ный, ис__кус__ный, ис__кус__твенный, юн__ый.(Ответы: чудесный, местность, чувствовать, участвовать, терраса, пьеса, драма, алюминий, металлический, гостиная, прекрасный, тростник, вкусный, искусный, искусственный, юный).9. Вопросы на смекалку.За каждый правильный ответ – 1 балл.Вопросы задаются обеим командам.  Участник, который знает правильный ответ, поднимает руку и отвечает.УЧИТЕЛЬ: пока капитаны сражаются, команды зарабатывают дополнительные очки.
  • Какой буквой можно превратить существительные ЖАР и ЕЛЬ в глаголы? (Ответ: буквой Ь) 
  • Когда руки бывают личными местоимениями? (Ответ: когда они вы-мы-ты)
  • Какие два личных местоимения мешают водителям на дорогах? (Ответ: я-мы)
  • Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (Ответ: он)
  • Как большой дом превратить в маленький? (Ответ: добавить суффикс ик)
  • Как УГОЛ превратить в топливо? (Ответ: буквой Ь)
  • В каком числе столько же цифр, сколько и букв в его наименовании? (Ответ: сто – 3 буквы, 100 – 3 цифры)
  • В каком слове на конце пишется 3 буквы Е? (Ответ: длинношеее)
  • III. Подведение итоговПобеду одерживает команда, набравшая большее количество баллов. Все участники команды получают оценку «5», которая выставляется в журнал.
    -