Публикации
Исследовательские задачи как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках физики
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательские задачи как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках физики
Автор: Клемешов Виктор Петрович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательские задачи как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках физики
Автор: Клемешов Виктор Петрович
Исследовательские задачи как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках физикиКлемешов В.П., учитель физики МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской областиВ концепции модернизации Российского образования сформулированы требования к современной школе: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые обладают нестандартным взглядом на проблемы и могут самостоятельно принимать решения.Работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся более эффективна, а качество знаний учащихся выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность учащихся и развивающие их познавательный интерес. На развитие творческих способностей, познавательной активности наиболее благоприятно, сильно и успешно влияют самостоятельные работы поискового исследовательского характера. Один из таких видов деятельности является решение исследовательских задач на уроках физики во внеурочное время, выполнение исследовательских работ.Именно предмет физика дает широкое поле для исследования. Изучая физику, выполняя практические, исследовательские работы и задания, учащиеся кратко повторяют путь, который прошло человечество, добывая знания о природе.Повышения качества образования на основе традиционных подходов организации учебно-воспитательного процесса осуществить труднее, а применение в практике преподавания физики исследовательского метода позволит разрешить эти противоречия.При использовании учебного исследования в центре обучения стоит ученик и его процесс мышления, а учитель в свою очередь становится помощником. Ведущая деятельность подростка – общение – становится основой и здесь. Ученик учит рассуждать, наблюдать, доказывать свою точку зрения и вырабатывать общее мнение Слабые ученики также включены в совместную деятельность и учатся у сильных. Идет совместная мыслительная деятельность. Учебно-воспитательный процесс строю так, чтобы каждый почувствовал ситуацию успеха. Особое внимание необходимо уделять индивидуальным особенностям каждого ребенка.Главным смыслом исследования сфере образования есть то, что оно является учебным. При развитии исследовательской деятельности традиционная система сталкивается с реалиями: нет готовых эталонов в знаниях, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе, чисто механические не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является позиционная пара « коллега-коллега». Вторая важнейшая позиционна пара – «наставник – младший товарищ» предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика.Содержание программы учебного предмета «Физика» направлено на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся и организацию изучения физики на деятельностной основе. В программе по физике учитываются возможности учебного предмета в реализации ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также межпредметные связи естественнонаучных учебных предметов на уровне основного общего образования.Программа предусматривает не только обучающие и развивающие цели, ее реализация способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией.Физика открывает нам многие тайны природы, объясняет и вполне обыденные явления, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, и те, которые скрыты от наших глаз, но отказывают влияние на процессы, происходящие на Земле и в космосе. Мир физических явлений многолик и многообразен. Научиться пониматься природу, учиться у нее и брать себе на вооружение те законы, по которым она живет, под силу только образованному, знающему человеку
