Публикации Формирование инженерного мышления на занятиях робототехникой при обучении физике

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование инженерного мышления на занятиях робототехникой при обучении физике
Автор: Клемешов Виктор Петрович

Формирование инженерного мышления на занятиях робототехникой при обучении физикеКлемешов В. П., учитель физики МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской областиВ последние годы образовательная робототехника переживает стремительный подъем. Кружки по робототехнике открываются как на базе школ. Формирование инженерного мышления возможно посредством различных способов и их комбинаций. В частности, благоприятным материалом для этого являются уроки физики. По словам О. А. Костюниной, на уроках физики успешно можно применять робототехнику как в процессе проектной деятельности, так и при проведении опытов и лабораторных работ. Она предлагает изучать с использованием робототехники такие разделы физики, как «Механические явления», «Тепловые явления», «Физика и физические методы изучения природы», «Электрические и магнитные явления», «Электромагнитные колебания и волны». Практическая деятельность с возможностью немедленного получения результата является сильно мотивирующей для детей школьного возраста, она создает мощный эмоционально-положительный фон, в значительной степени активизирующий мыслительную деятельность учащихся. О. А. Костюнина показывает следующие направления использования робототехники в преподавании физики: − демонстрации; − фронтальные лабораторные работы и опыты; − исследовательская проектная деятельность.Внедряя в обучение образовательную робототехнику, учитель физики достигает таких целей, как: − развитие способностей и интересов детей на базе передачи им знаний и опыта творческой и познавательной деятельности− понимание учащимися смысла законов физики, основных научных понятий взаимосвязи между ними. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач: − ознакомление обучающихся с методом научного познания; − приобретение знаний о физических явлениях и физических величинах, которые данные явления характеризуют; − формирование и развитие умений наблюдать природные явления и выполнять экспериментальные исследования с использованием учебных роботов; − овладение детьми такими общенаучными понятиями, как эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки. Использование робототехники при изучении курса физики, по мнению исследователя, сформирует у обучающихся ряд особенностей мышления: − самостоятельность при выборе решения; − гибкость в принятии решения с соответствии с конкретной ситуацией;− умение работать в команде.Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. На фоне бурного роста популярности образовательной робототехники наблюдается тенденция к негативным формам алгоритмизации на занятиях. Этому способствует использование робототехнических конструкторов на закрытой платформе, лидером среди которых являются конструкторы «Лего». Для решения данной проблемы представляется целесообразным конструировать роботов на основе платформ открытого типа, используя свободную сборку из подбираемых под поставленные задачи деталей. У детей предпочтительно формировать системное инженерное мышление, позволяющее глобально решать возникшую проблему. Занятия физикой — благоприятная база для развития инженерного мышления. Использование робототехники при обучении физике позволяет не только глубже освоить учебный материал, но и оказывает влияние на тип мышления обучающихся.
-