Публикации
Формирование информационной культуры младших школьников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование информационной культуры младших школьников
Автор: Клемешова Нина Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование информационной культуры младших школьников
Автор: Клемешова Нина Сергеевна
Формирование информационной культуры младших школьниковКлемешова Н.С., учитель начальной школы МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской областиЦифровая грамотность сегодня - важная часть базовой грамотности, ведь IT-технологии уже проникли практически во все сферы общественной жизни и, по мнению многих специалистов, очень важно начинать прививать цифровые навыки с раннего возраста. Именно поэтому с 2021 года в Белгородской области запущен проект «Непрерывное IT –образование». В рамках проекта более 500 школ области получили мобильные компьютерные классы, которые помогают детям изучать азы информационных технологий. Это передвижная тележка-сейф, в которой хранятся 16 ноутбуков или планшетов, зарядные устройства и Wi Fi-роутеры. Реализация проекта «Непрерывное IT –образование » проходит на внеурочных занятиях, где дети осваивают планшеты или ноутбуки, учатся работать с клавиатурой, набирают текст, изучают основы безопасности поведения в сети интернет. Обучение построено по системе международной школы математики и программирования «Алгоритмика», т. е. курс обучения выстроен на платформе этой школы. Содержание занятий внеурочной деятельности каждого класса состоит из 6 модулей, в каждом модуле - от 3 до 6 занятий. Занятия построены таким образом, что с детьми сначала изучаем новый материал, после дети садятся за компьютеры или планшеты. Каждый ребенок на свою страницу заходит под логином и паролем, затем выбирает из модуля урок и приступает к выполнению заданий. С самого начала обращаем внимание детей, что есть основные задания, которые необходимо выполнить обязательно и дополнительные. Дополнительные задания выполняем только, если справились с основными. Но, как показывает практика, дети очень редко оставляют невыполненными задания «урока». Им очень нравится работать на платформе, ведь с помощью обучающих компьютерных игр дети познают основы цифрового мира и делают первые шаги на пути к осознанному использованию его возможностей. После выполнения заданий на компьютере работаем в рабочих тетрадях, закрепляем изученный материал. Таким образом, работа с гаджетами — это лишь часть урока, дети много общаются с учителем, а полученные знания закрепляю в специальных тетрадях. Техника захватила мир, с этим уже нельзя поспорить. Однако важно научить школьника правильно ее пользоваться. Нам нужно не просто дать в руки планшеты, а познакомить, как с их помощью можно добывать информацию, хранить информацию, а самое важное мы должны научить безопасно ориентироваться в сети Интернет. Надо сказать, что сначала в школах с осторожностью восприняли новость о проекте непрерывного IT-образования. Но модераторы помогли учителям освоить новый вектор развития: прислали презентации, рабочие программы, провели обучающие вебинары, семинары. Для преподавателей ведущими методистами Международной школы математики и программирования «Алгоритмика» были проведены курсы по развитию цифровых компетенций. Учителям начальных классов рассказали, как развивать у младших школьников навыки логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Как и педагоги, некоторые родители тоже вначале с опаской восприняли новый курс, но сейчас их мнение изменилось. Этому способствовали проведенные открытые занятия внеурочной деятельности с участием родителей начальной школы. Родители получили возможность сесть за парты и познакомиться с ходом, структурой урока, пройти по желанию задания на интерактивной образовательной платформе. В рамках сетевого взаимодействия мы также посещали мастерские «Преподавание в младших классах» ОГАПОУ «Валуйский колледж». Студенты на занятиях знакомили детей с набором конструктора для робототехники, учили выполнять различные модели роботов, помогали изучить принцип их действия. Использование огромного разнообразия существующих Lego-элементов позволяет ребятам фантазировать, думать и строить.Министр цифрового развития Белгородской области Евгений Мирошников подчеркивал: «Мы хотим каждого нашего ребёнка сделать успешным, дать максимум возможностей для успешного старта в профессиональной деятельности. И без IT-навыков здесь никуда — они нужны в каждой сфере». Таким образом, можно сделать вывод: сейчас любой работодатель отдает предпочтение человеку, который разбирается в информационных технологиях. В ближайшее десятилетие спрос на IT-кадры увеличится, поэтому уже сейчас необходимо развивать у школьников широкий спектр умений в области цифровых технологий
