Публикации
Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста
Автор: Клемешова Нина Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста
Автор: Клемешова Нина Сергеевна
Развитие логического мышления у детей младшего школьного возрастаКлемешова Н.С., учитель начальных классов МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородская областьСовременное общество вовлечено в процессы глобализации рынка и усиления конкуренции. Нужно быстро реагировать на изменения, находить и применять нестандартные решения. Именно поэтому наше общество нуждается в новых подходах к решению известных и исследованных, казалось бы, проблем. Работая учителем начальных классов, часто приходится сталкиваться с тем, что в школу поступают дети с разным уровнем развития и подготовки. Как показывает педагогическое обследование детей на подготовительном этапе обучения развитие мышления, памяти, речи, внимания, воображения обучающихся находится на недостаточном уровне. Этот результат подтверждается и во время психологического исследования логического мышления. Большинство детей могут работать только по «шаблону», любое задание, требующее логического мышления, вызывает у них затруднение. Занимаясь с разноуровневыми категориями обучающихся, передо мной встаёт задача организовать осознанное и прочное усвоение знаний всеми учащимися. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Анкетирование родителей детей проходящих предшкольную подготовку показывает, что в современных семьях уделяется мало внимания развитию логического мышления (не знают, какие игры необходимы, часто не хватает времени из-за занятости работой, низкий уровень педагогической грамотности). Эта картина как показывает практика, во многом повторяется из года в год, поэтому считаем тему «Развитие логического мышления младших школьников» достаточно важной и работаем над ней на протяжении последних трёх лет. Начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с самых первых дней ребёнка в школе. Диапазон работы должен охватывать как уроки с элементами заданий на логическое мышление, так и занятия по внеурочной деятельности и внеклассные мероприятия, разработанные для развития познавательных способностей учащихся. На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности. Для формирования словесно-логического мышления удобны все урочные и внеурочные занятия, причём на любом этапе. Традиционно считается, что развивать логическое мышление лучше всего на уроках математики. Это в корне неверная точка зрения. Все уроки также дают учителю много возможностей для развития логического мышления и позволяют использовать учителю задания исследовательского характера. В качестве факторов, помогающих предопределить вид предстоящих интеллектуальных операций, могут служить: специальный подбор и компоновка учебного материала, шифры, образцы. Ориентирами, направленными на предопределение лингвистических операций, служат пропущенные буквы; слова; словосочетания; буквы и слова, заключённые в скобках; изученные орфограммы. Использование интеллектуально-лингвистических исследовательских заданий на уроках русского языка приводит к возрастающему интересу к предмету, проявление у школьников положительных эмоций при выполнении упражнений, обеспечение высокой активности учащихся на уроке, формирование правильной, логичной, доказательной речи. Развивать логическое мышление можно и на уроках чтения. Казалось бы, чтение и логика — понятия не совместимые. Литературный образ и сухая абстрактная мысль! Однако именно такое сочетание благоприятно для обучения, поскольку через литературный образ учитель может найти путь в сферу эмоций ребёнка. Желание помочь попавшему в беду любимому герою, стремление разобраться в ситуации — всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка. Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определённым правилам — необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы над развитием логического мышления на уроках литературы состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые предлагаются им в качестве исходных. Решение логических задач на уроках литературы не только повышает активность учащихся и развивает их мышление, но и в значительной степени повышает интерес к чтению. Исходя из вышеизложенного необходимо отметить, что дорог каждый день жизни детей и нельзя упустить время в первые годы его обучения. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них, а без способности к самостоятельному мышлению, на наш взгляд, невозможно интеллектуальное развитие ребенка
