Публикации
"Профилактика детской зависимости от гаджетов"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Профилактика детской зависимости от гаджетов"
Автор: Майнгард Евгения Леонидовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Профилактика детской зависимости от гаджетов"
Автор: Майнгард Евгения Леонидовна
Профилактика детской зависимости от гаджетов Что собой представляет зависимость от гаджетов? Это один из видов дезадаптивного поведения, который заключается в том, что человек чрезмерно использует гаджеты, с трудом контролирует свое поведение, что вызывает нарушения повседневной деятельности.Существуют такие термины как номофобия – это страх остаться без телефона, потерять его. И гаджетозависимость - это зависимость от современных средств связи и обмена информацией.Современные дети имеют свои отличительные психо - эмоциональные особенности:Дети не способны длительно концентрировать внимание на чем-либо, как правило, удержание внимания составляет 8 секунд. Дети с неохотой слушают длинные тексты различных произведений, предпочитая видео и фото. У современных детей реальное общение дополнено, либо заменено виртуальным. Дети значительно больше времени проводят дома, а не на улице. Они легко и быстро осваивают любые виды гаджетов, а также находят необходимую информацию в интернете.Каким образом формируется зависимость от гаджетов?Сначала яркая картинка привлекает внимание ребёнка, он длительно концентрируется на ней и отвлекается от своих обычных дел. Из-за этого происходит неконтролируемое использование и даже злоупотребление интересным гаджетом. Далее усиливается тревога, связанная с отсутствием интересной картинки, страх остаться без информации, потерять гаджет. В результате все это приводит к снижению интереса к окружающей, обычной жизни, дальнейшему сосредоточению на том, что происходит на экране смартфона.Как и любая зависимость, зависимость от гаджета предполагает уход от реальности в вымышленный, иллюзорный мир. Поэтому лучшим выходом из данного вида зависимости является возвращение ребёнка к реальности, его возможность увидеть все плюсы и положительные стороны реальной жизни.Опасности зависимости от гаджетов:- Физические: снижается объем памяти, нарушается концентрация внимания, нарушается зрение, снижается общий уровень активности, значительно ухудшается качество сна.- Социально психологические: ребёнок теряет интерес к окружающему миру, реальная жизнь начинает казаться скучной и не интересной, снижается интерес к общению с реальными сверстниками, родители не всегда могут проследить наличие нежелательных контактов в социальных сетях.По каким признакам можно определить, что у ребёнка возникла зависимость?- Гаджет находится в руках ребёнка очень часто.- При любой возможности, в любую свободную минуту ребёнок берет в руки телефон.- Когда родители начинают ограничивать время использования телефона, ребёнок начинает проявлять агрессию, кричит, может устраивать истерику.- Ребёнку становится сложнее сосредоточиться на происходящем, играх, заданиях.- Ребёнок начинает отказываться от других занятий, отдавая предпочтение гаджету.Главная ошибка – это лишение ребёнка возможности использовать гаджет без какой-либо альтернативы. Ребёнок обязательно сможет найти другой способ контактировать с гаджетом – в компании друзей, в школе. Поэтому очень важно суметь найти альтернативу.Как помочь ребёнку?Необходимо понимать, что при данном виде зависимости стоит придерживаться комплексного подхода: потребуется работа не только родителей, но и педагога, а также учебного учреждения в целом.В чем заключается роль педагога?Во-первых, это личный пример, чем меньше вы сами используйте гаджет, тем более не приемлемо это будет для ребёнка.Во-вторых, очень полезно проводить обучающие семинары для родителей про разумное использование интернета, а также в целом про проблемы интернет зависимости.В-третьих, хорошо зарекомендовали себя тренинги для родителей по грамотному общению с детьми, что в значительной мере препятствует развитию зависимости от гаджетов.В-четвёртых, совместные мероприятия для детей и родителей, которые помогут объединить семьи и наладить общение в них, что тоже послужит хорошей профилактикой.Роль образовательного заведения.Своевременное выявление детей, имеющих признаки зависимости от гаджетов,Обеспечение разнообразных кружков и секций,Групповые игры на сплочение детского коллектива,Подключение детей для организации общих мероприятий и праздников, социальная активность.Рекомендации для родителей:Важно ограничить продолжительность использования гаджетов ребёнком, для дошкольников до 1 часа в день. Выработать привычку ежедневных физических упражнений. Формирование семейных традиций, проведение праздников, обедов. Контроль за полноценным сном ребёнка, Ограничение продолжительности доступа ребёнка к сети интернет. Не стоит запрещать и резко ограничивать ребёнка в использовании гаджетов, но полезно предложить достойную и интересную альтернативу… Литература. Издательство: , 2007. – 272с.Консультацию подготовила: педагог-психолог Г.С. Гончарова.Август – 2022г.
