Публикации
"ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Автор: Пасторок Мария Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Автор: Пасторок Мария Анатольевна
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В статье рассматриваются способы повышения качества речи дошкольников за счет использования инновационных технологий, приведены преимущества и недостатки рассматриваемых технологий, поднимается вопрос о сущности и классификации инновационных образовательных технологий.Ключевые слова: инновационные технологии, речевое развитие, дошкольный возраст.Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В контексте ФГОС ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми [2].Речевое развитие, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, включает [1]:- владение речью как средством общения и культуры;- обогащение активного словаря;- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;- развитие речевого творчества;- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Современные ученые в области развития речи. М. М. Алексеева, А. Г. Арушанова, В. В. Гербова, О. С. Ушакова, В. И. Яшина укрепили теоретические основы технологий, нашли формы и методы развития речи вне занятий, развили идеи коммуникативно-деятельностного подхода [3].В условиях реализации ФГОС принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детские исследования, работы, экспериментирования), без перевода ее в учебную форму и методы воздействия. Это требует новых технологий развития речи дошкольников [1].При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования [4]:- ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;- технология должна носить здоровьесберегающий характер;- основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;- организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.Инновационные технологии — это новые способы, методы и приемы взаимодействия педагогов и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности [5].Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное [1].Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, используются следующие инновационные технологии [5]:- Наглядное моделирование. В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы. Умение создавать и применять модели даёт возможность ребёнку в наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей, учитывать их в своей деятельности, планировать решение.- ИКТ технологии. Применение ИКТ в процессе НОД по развитию речи и использование соответствующих возрасту методов и приемов будут способствовать решению задач речевого развития детей, накоплению и обогащению их словарного запаса, развитию связной речи, умению описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении, таким образом, дадут обучающий и развивающий эффект.- Синквейн. Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.- Мнемотехника. Использование мнемотаблиц (сенсорно-графических схем) на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше.- Кинезиология. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.- Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.- Триз-это технология творчества, цель которой –стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно. Триз располагает конкретными приемами, правилами, инструментами творчества.- Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объѐмному изображению декораций из конструктора, помогают ребѐнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развѐрнутым и логичным. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной.Подводя итоги, можно сказать, что выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого [2].Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии. Одним из важных условий речевого развития у детей старшего дошкольного возраста является креативный выбор педагогом инновационных технологий и правильная организация РППС, активное взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями воспитанников, следуя принципу системности и доступности. Применение инновационных методов и приёмов помогает детям дошкольного возраста развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление и сокращает время обучения.
