Публикации
Игровые технологии,как средство социализации детей с ОВЗ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игровые технологии,как средство социализации детей с ОВЗ
Автор: Калинина Татьяна Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игровые технологии,как средство социализации детей с ОВЗ
Автор: Калинина Татьяна Викторовна
Игровые технологии, как средства социализации детей с ОВЗ. Калинина Татьяна Викторовна, учитель-логопед МБДОУ «Теремок» С ежегодным увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) проблема социализации является одной из актуальных. Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия и качества жизни человека в обществе. Процесс социализации у детей с ОВЗ существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения трудиться от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими.Игра — один из важнейших методов, способствующих всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка,она помогает развивать физические, умственные, эмоциональные качества. Можно выделить несколько основных функций игры:развлекательная -это одна из самых основных функций, ведь игра направлена на то, чтобы развлечь ребенка, порадовать, доставить ему удовольствие;коммуникативная -ребенок, общаясь в процессе игры, развивает свои коммуникативные умения; функция социализации, ее суть заключена в том, что играя, ребенок познает социальные роли и их отношения;игротерапевтическую, то есть способствует преодолению различных трудностей; диагностическую-помогает выявить различные отклонения от нормы.Правильный подбор игр, их последовательность и системность использования в логопедической работе при коррекции речевых нарушений дает возможность достичь положительных результатов.Развитие речи с использованием игровых технологий у детей с ОВЗ является одной из центральных задач всей системы коррекционной работы. Внедряя игровые технологии, педагог делает процесс получения новых знаний и умений более увлекательным. Для того, чтобы занятия вызывали интерес и приносили положительные результаты необходимо применение различных материалов: игрушек, реальных предметов, конструкторов, головоломок, карандашей, красок и др. С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков звукопроизношения, словоизменения и словообразования, связной речи. В своей практической работе мы используем большое разнообразие дидактических игр направленных на коррекцию речевых нарушений. Очень важно при подборе игры учитывать структуру дефекта. Хочу поделиться некоторыми из них:1.Авторская игра лото с фонариком «Прятки с загадками»- Германова А. направлена на автоматизацию звуков в разной позиции слова.Использование игр с фонариком позволяет замотивировать детей на совместную игру на занятиях, улучшить концентрацию внимания и добиться положительной динамики при коррекции речевых нарушении.2.Альбомы игровых заданий на разные группы звуков /свистящие,шипящие,соноры,звуки раннего онтогенеза/-автор Сташкевич Н.Материалы включают 35 игровых заданий по автоматизации и дифференциации звуков. лексический и картинный материал. Задания игрового материала включают в себя: проговаривание названий картинок с изучаемым звуком, определение места звука в слове, задания на развитие логического мышления, зрительного внимания, задания по развитию лексико-грамматического строя речи, составление словосочетаний, предложений с опорой на картинки, соединение стрелками картинок по инструкции, раскрашивание и дорисовывание картинок, задания на развитие графомоторных навыков и т.д. 3.Авторская разработка Гуренко В.А. «Первые шаги к запуску речи».В тетради представлен теоретический материал, диагностические пробы, коррекционная работа над двумя видами алалии. Структура тетради позволяет поэтапно проработать процесс запуска (вызова) речи: от этапа выстраивания коммуникации до построения простой фразы. Также, работа будет идти над пополнением словарного запаса, изучением пальчиковых игр, развитием зрительного внимания и проработкой чистоговорок с договариванием. Практически в любой игре можно применить: декоративные материалы по типу пуговиц, помпончиков, камушков; природные материалы; пластилин; краски; цветные карандаши. Все задания возможно давать ребёнку на дом для закрепления, вклеивать в рабочие тетради. Также у автора есть интерактивные игры по запуску речи для разных категорий неговорящих детей (РАС,РСА и диспраксия, ИН и т.д.), диагностика речевого и познавательного развития детей от 2 до 5 лет (подборку этих игр используем на индивидуальных занятиях).Таким образом, одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, где основным из факторов является развитие речи, умение общаться с другими людьми и выражать свои мысли.
