Публикации Музейная педагогика как ресурс формирования гражданско-патриотических и нравственных ценностей у детей с ОВЗ.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Музейная педагогика как ресурс формирования гражданско-патриотических и нравственных ценностей у детей с ОВЗ.
Автор: Суслина Елена Викторовна

Музейная педагогика как ресурс формирования гражданско-патриотических и нравственных ценностей у детей с ограниченными возможностями  здоровья. В современном обществе важным является воспитание у подрастающего поколения патриотизма и нравственных ценностей. Особенно это актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые требуют особого подхода в обучении и воспитании Изолированность системы специального образования приводит к тому, что ребенок с особыми образовательными потребностями оказывается исключенным из многих социальных связей. Дети лишаются информации, доступной их сверстникам, они не умеют вступать в равноправные отношения с разными людьми. У них нет возможности для освоения различ-ных социальных ролей, способов сотрудничества с разными людьми. В результате этого затрудняется их бесконфликтное включение в социум. Поэтому, в соответствии с ФГОС, необходимо создание в образовательном учреждении специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. В этом контексте музейная педагогика представляет собой мощный ресурс, позволяющий эффективно формировать гражданско-патриотические ,нравственные ценности через взаимодействие с культурным и историческим наследием. Музейная педагогика — это система методов и приёмов, направленных на использование музейных ресурсов для образовательных целей. Она включает в себя организацию мини-музеев, экскурсии, мастер-классы, выставки и другие мероприятия которые позволяют детям взаимодействовать с художественными, историческими и научными обьектами. Именно такие мероприятия могут быть адаптированы под потребности детей с ОВЗ, что обеспечивает их активное участие и вовлеченность. Патриотизм как любовь к Родине, уважение к её истории и культуре может быть эффективно сформирован через музейные экспозиции, посвященные ключевым событиям и личностям отечественной истории. Для детей с ОВЗ музейные занятия могут стать уникальной возможностью: 1. «Погружение в историю» . Через интерактивные выставки и образовательные программы они могут узнать о значимых событиях и фигурах, которые влияли на развитие страны. Это знание способствует формированию гордости за свою страну и ее достижения. 2. «Визуализация истории» . Музейные экспонаты, памятники и арт-объекты делают историю более понятной и доступной. Это особенно важно для детей с ограничениями в восприятии информации, поскольку визуальные образы помогают лучше усваивать материал. 3. «Развитие чувства общности» . Участие в мероприятиях, связанных с национальными праздниками или памятными датами, помогает детям ощутить себя частью большого сообщества, что играет важную роль в развитии патриотических чувств. Благодаря музейной педагогике, дети с ОВЗ могут также развивать нравственные ценности, такие как уважение, толерантность и ответственность: 1. «Экспозиции по культуре и искусству» : Музеи часто организуют выставки, посвященные вопросам прав человека, культуры и морали. Знакомство с такими материалами способствует формированию у детей понимания о добре и зле, о важности уважения к окружающим. 2. «Социальные проекты и мастер-классы» : Участие в совместных проектах, например, мастер-классах по ремеслам или искусству, способствует взаимодействию среди детей и развитием навыков взаимопомощи и сотрудничества. 3. «Диалоги на основе искусства»: Через обсуждение произведений искусства, которые затрагивают социальные и нравственные темы, дети могут научиться строить аргументы, выражать свои чувства и слушать других, что является важным аспектом морального развития. Музейная педагогика представляет собой эффективный инструмент формирования патриотических и нравственных ценностей у детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование музейных ресурсов помогает создать инклюзивную образовательную среду, где каждый ребенок может развивать свои способности и формировать положительное отношение к Родине и обществу. Учитывая важность данной работы, стоит внедрять музейные программы в образовательный процесс на всех уровнях, создавая доступные и интересные условия для всех детей.
-