Публикации Игра - дело серьезное!

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра - дело серьезное!
Автор: Смирнова Ольга Михайловна

Игра – дело серьезное!..Смирнова Ольга МихайловнаГБОУ СОШ №230Санкт-Петербург Современные школьники проводят много времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причем в позиции активного игрока. Как же «сформировать у учащихся готовность эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели»? Любой учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Для этого на уроках используются различные формы и методы подачи учебного материала, инновационные технологии, которые способствуют формированию ключевых компетентностей учащихся: готовности к разрешению проблем; готовности к самообразованию; готовности к использованию информационных ресурсов; готовности к социальному взаимодействию; коммуникативной компетентности. Макаренко С.А. характеризовал учебную игру как «могучее средство воздействия на детский коллектив». Учителя отмечают, что игры на уроках истории являются эффективными, но тем не менее остается проблема редкого применения игры на уроках (требуют длительной подготовки, организации, максимальной отдачи как учеников, так и учителя, опасение плохой дисциплины и т.п.). Игра – это естественная для ребёнка форма обучения, активная форма учебного занятия.Основой успешного усвоения любого учебного предмета, и том числе истории, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. Игра органично, без назидания, объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Однако следует помнить, что это одна из форм обучения и онадолжна сочетаться с другими видами учебной работы. Игра – это вид деятельности, где ребёнок может примерить разные роли: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор. Хочу отметить, что игра помогает сдружиться классу, учит оказывать взаимопомощь, поддержку, ученик может не бояться быть отвергнутым, так как работает команда, а в команде место найдется всем, для достижения высокого результата. В ходе игры происходит интенсивное взаимодействие ее участников. Цель может быть достигнута благодаря совместным усилиям либо группы в целом, либо ее подгруппы. Никогда цель деловой игры не достигается индивидуально. В игре происходит огромная воспитательная работа. Игра актуальна в настоящее время и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Курс истории в школе изобилует терминами, хронологическим материалом, множеством фактов, событий, явлений, персоналий. Это приводят к снижению учебной мотивации, а следовательно и низкому усвоению программного материала. Важной задачей школы становиться развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Игровые формы позволяют повысить познавательную активность учащихся, снижают тревожность, что в свою очередь повышает качество знаний, позволяет ребенку почувствовать себя успешным и компетентным. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. На своих уроках использую прием разгадывания шарад, ребусов, когда дети самостоятельно определяют тему урока. При повторении темы (раздела), закреплении материала уместны Тексты с ошибками. На обобщающих уроках популярен брейн-ринг, который позволяет эмоциональнее воспринимать исторические события, вызывает мотивацию, интерес к предмету, учит работать с различными источниками информации, находить и использовать необходимый материал. На уроках изучения нового учебного материала можно использовать игру «Лаконичный рассказ». Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составить план, конспект, реферат. На уроках обществознания оправдали себя ролевые игры. Ролевая игра – это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом. Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли, смоделировать ситуацию, спроецировать полученный результат на процессы общественной жизни. В качестве рефлексии после проведения ролевой игры можно применить метод синквейна (синквейн - это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам). Вариантов игровых ситуаций можно привести множество: кроссворды, «Потерянные карты», «Интервью с историческим героем», «Найди ошибку», «Аукцион», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данная педагогическая технология интересна учителю, привлекательна ученикам атмосферой творчества, совместной деятельностью, положительным эмоциональным фоном. Моделируемая с помощью игры учебная деятельность является ключевым, организующим стержнем, вокруг которого накапливаются, закрепляются и приобретаются новые знания. Игровая деятельность в своем развитии требует пополнения, обновления актуальных знаний. Практика показывает, что игра на уроке – это дело серьезное! Методически верно организованная игра, требует от ее участников активной познавательной деятельности не только на уровне воспроизведения или преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.
-