Публикации Развитие soft skills при иноязычной подготовке приемами кооперативного обучения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие soft skills при иноязычной подготовке приемами кооперативного обучения
Автор: Хамидуллова Татьяна Михайловна

Развитие soft skills при иноязычной подготовке приемами кооперативного обученияРазвитие гибких навыков у подростков нельзя представить в виде единой программы или плана. Нет и единой методики преподавания иностранного языка и одновременного формирования гибких навыков. Но существует совокупность вышеперечисленных принципов. Это Сингапурская методика обучения. Она, хотя и зародилась в Сингапуре, стала международным явлением, оказывающим значительное влияние на развитие гибких навыков обучающихся по всему миру. Ее распространение обусловлено доказанной эффективностью в формировании не только академических знаний, но и ключевых компетенций, востребованных на современном рынке труда. Она основывается на нескольких ключевых принципах и приемах, которые помогают учащимся глубже понять материал и развивать критическое мышление. К основным принципам сингапурской методики, которые можно использовать на занятиях иностранного языка относятся:1. Постепенное углубление: Методика предполагает переход от простых концепций, начиная с базового уровня, к более сложным через последовательное усложнение задач. 2. Проблемное обучение: Вовлечение в решение реальных задач, что помогает увидеть практическое применение полученных навыков и изучаемого материала. Это также способствует развитию навыков критического мышления и творчества.3. Кооперативное обучение: Работа в группах позволяет учащимся обмениваться идеями и подходами к решению задач. Это способствует развитию коммуникационных навыков и умению работать в команде.4. Фокус на понимании, а не на запоминании: В сингапурской методике акцент делается на понимании концепций, а не на механическом запоминании формул и алгоритмов. Учащиеся учатся объяснять свои мысли и обосновывать свои решения.5. Использование технологий: Внедрение технологий в процесс обучения (например, интерактивные доски, образовательные приложения) помогает сделать обучение более увлекательным и доступным.6. Интеграция различных предметов: Сингапурская методика часто включает междисциплинарный подход, который помогает учащимся видеть взаимосвязь между различными областями знаний.Сингапурская методика обучения представляет собой набор обучающих приемов, используемых для управления учебным процессом посредством кооперативного обучения. Главным разработчиком данных приемов является доктор Спенсер Каган. Он придумал и описал более 250 обучающих приемов, однако широкое применение находят около 15. Именно на основе данных приемов будет построено Каждый из представленных приемов имеет свои особенности и способствует формированию каких-то отдельных компетенций у обучающихся. Специфика подросткового возраста также накладывает свои отпечатки на выбор подходящего приема. Здесь важно учитывать и возрастные особенности группы и индивидуальные особенности ее участников. Как правило, в учреждении дополнительного образования, где осуществляется обучение иностранному языку ребят подростковой группы, применяются почти все проанализированные методы. Согласно данной стратегии обучение происходит в группе, эффективность работы которой возрастает при соблюдении четырех дидактических принципов PIES:
  • «Positive Interdependence - предлагает позитивное взаимодействие между участниками команды;
  • Individual Accountability - индивидуальная отчётность каждого из участников группы;
  • Equal Participation - осознание индивидуальной ответственности, равное участие;
  • Simultaneous Interaction – одновременное взаимодействие, организованная и последовательная работа в группе».
  • Структуры кооперативного обучения, применяемые в этой методике, значительно способствуют развитию коммуникативных навыков учащихся. Это позволяет обучающимся эффективно работать в группах, обмениваться идеями и решать задачи.Это позволяет создать более благоприятные условия для освоения материала и развития личности, а также поддерживать высокий уровень мотивации и интереса к учебе. Как результат, сингапурская методика обучения дает возможность обучающимся не только эффективно усваивать знания, но и развивать спектр навыков, необходимых для успешной адаптации в современном мире.Значимость данного методического материала – адаптация популярных структур под применение на дополнительных занятиях по иностранному языку для развития гибких навыков обучающихся. Существует около 250 приемов обучения по сингапурской методике, но в основе применяемых нами педагогических средств - 15 приемов, включающих педагогические средства по развитию гибких навыков обучающихся.Для эффективной организации занятий с применением приемов кооперативного обучения существуют следующие требования:1. Четко определенные цели: Необходимо установить ясные образовательные цели и задачи, которые будут достигаться в процессе кооперативного обучения.2. Разнообразие групп: Формирование групп должно учитывать разные уровни знаний, навыков и личностных качеств участников, чтобы обеспечить взаимодополнение и поддержку.3. Структурированные задания: Задания должны быть четко сформулированы и структурированы, чтобы каждый участник понимал свою роль и ответственность в группе.4. Обратная связь: Важно обеспечить возможность для участников получать обратную связь, как от преподавателя, так и от своих одноклассников.5. Поддержка взаимодействия: Создание условий для активного взаимодействия между участниками, включая обсуждения, обмен мнениями и совместное решение задач.6. Оценка работы группы: Оценивание должно учитывать как индивидуальные достижения, так и вклад каждого участника в работу группы.7. Создание безопасной атмосферы: Обеспечение психологического комфорта для всех участников, чтобы они могли свободно выражать свои мысли и идеи без страха осуждения.8. Приобщение электронных образовательных ресурсов: ЭОР предоставляют интерактивные среды обучения, которые позволяют учащимся практиковать полученные знания в реалистичных ситуациях и могут облегчить совместную и кооперативную работу между учащимися, развивая навыки общения, сотрудничества и решения проблем.9. Рефлексия: Включение этапа рефлексии в конце занятия, где участники могут обсудить, что они узнали, какие трудности возникли и как можно улучшить процесс в будущем.Соблюдение этих требований поможет создать эффективную среду для кооперативного обучения, способствующую развитию как учебных, так и социальных навыков учащихся.Для развития гибких навыков у подростков с целью формирования в перспективе конкурентоспособной личности сегодня необходима общая перестройка методики образовательного процесса в целом и обучения иностранным языкам в условиях дополнительного образования, в частности. Необходимо изменить сам подход к обучению от технологий, ориентированных на исполнительскую и репродуктивную деятельность к активизации использования игровых, дискуссионных методик, проектно-исследовательской деятельности обучающихся, техник построения диалога и других прогрессивных методов.
    -