Публикации
Консультация для родителей «Автоматизация звуков в игровой форме в домашних условиях»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей «Автоматизация звуков в игровой форме в домашних условиях»
Автор: Коптелова Елена Эриевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей «Автоматизация звуков в игровой форме в домашних условиях»
Автор: Коптелова Елена Эриевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 «Золотая рыбка» города Буденновска Буденновского района»Консультация для родителей «Автоматизация звуков в игровой форме в домашних условиях»Воспитатель:Коптелова Е.Э.2025г.Невозможно переоценить то значение, которое в дошкольном детстве имеет игра для всестороннего развития ребёнка. Она составляет основное содержание жизни малыша. В игре он активно знакомится с окружающим, познаёт как мир вещей, так и мир человеческих отношений. В ходе игры он не только отражает свои представления и знания об окружающем, проявляет имеющиеся у него умения и навыки, но и приобретает новые. Происходит развитие всех сторон психики ребёнка – дошкольника. Причём в игре это происходит значительно легче и быстрее.Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес.В логопедической работе есть моменты, требующие кропотливой и, зачастую монотонной, длительной тренировки ребёнка – этапы закрепления приобретённых произносительных умений (автоматизация звуков).В методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения этап автоматизации звуков обозначен как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С.Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Для автоматизации звука используются приёмы отражённого повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идёт последовательно и постепенно, от простого к сложному.Работа по автоматизации звука трудна для нервной системы ребенка, она требует большой осторожности и постепенности, которые вырабатываются в переходе от изолированного звука к различным типам звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, в дальнейшем к различным видам развернутой речи. У ребенка не всегда может все получаться сразу. Необходимо терпение со стороны родителей, нужно постараться внушить веру в успех, убедить ребенка, что у него обязательно все получится. Дома нужно больше проводить занятий в виде игр, больше поощрять ребенка, давая ему при этом положительный эмоциональный настрой. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Результативность этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребёнка. Если он не просто шаблонно будет рассматривать и называть картинки, а будет играть.Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, были подобраны игровые методы и приёмы.Это позволило решить сразу несколько задач:Пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения; Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков; Повысить познавательную активность и работоспособность детей; Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти; Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры. На этапе закрепления изолированного звука можно использовать такие пособия, как:«Дорожки» Всевозможные рисунки – посади бабочку на цветок, произнося ж-ж-ж-ж-ж; дай косточку щенку – р-р-р-р-р; дай белочке орешки; мышке – сыр и т.д.Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребёнка конкретного образа, не осознаётся им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызывать слуховую ассоциацию – («з-з-з» – комарик звенит, «р-р-р» – собака рычит), то слог для дошкольников – весьма абстрактное понятие.Автоматизация звуков в слогахПри автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности применять предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей можно использовать следующие приёмы и упражнения:«Проведи слог по звуковой дорожке»Одна «дорожка» – ровная: идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая «дорожка» ведёт «по кочкам»: слоги произносятся то громко, то тихо. А вот третья «дорожка» ведёт «в гору»: в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче, а «на вершине горы» – очень громко.«Волшебная палочка»Логопед ударяет «палочкой» по слогу нужное количество раз и произносит слоги. Затем передаёт ребёнку палочку – ребенок, дотрагиваясь «волшебной палочкой» повторяет слоги.«Цветочек»Слоги и слова проговариваются с разгибанием и сгибанием пальчиков – «лепестки раскрываются и закрываются».«Музыкант» или «Программист»Ребёнок имитирует игру на пианино или работу за клавиатурой, ударяет по очереди каждым пальчиком и проговаривает заданный слог нужное количество раз. Можно отсчитывать бусины на счётах, перебирать бусины, выкладывать узор и т.д.)Автоматизация звука в словахКогда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. Использование же игровых приёмов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.Картинки, в названии которых есть закрепляемый звук, раскладываются на столе. «Фотиком» ребёнок фотографирует (запоминает) картинки и по памяти воспроизводит. На столе картинки с искомым звуком и другими звуками. «Волшебным экраном» закрыть ту, в которой нет искомого звука.Детям предлагается в грузовик поместить только тех животных, в названии которых есть звук С, а в автобус тех животных, в названии которых есть звук Ш.Буратино и Мальвина собираются в школу. Нужно дать Буратино школьные принадлежности, в названии которых есть звук Л, а Мальвине – в названиях которых есть звук Р. Или Мальвине дать картинки с мягким звуком ЛЬ, а Буратино – с твёрдым Л.По такому принципу, как предыдущие игры можно придумать много других игр. Основа – сюжетная картинка и к ней подбираются предметные. Например: на сюжетной - коза пасётся на лугу и отдельно кочанчики капусты (на обратной стороне которых картинки) – накорми козу капустой; накорми зайца морковкой; подари Кате игрушки; собери урожай в корзину и т.д.«Игры в файлах»:«Гром и молнии» На листе изображены тучи, после произнесения слова ребёнок рисует под каждой тучей молнию. При появлении на поле солнышка он в том же порядке стирает молнии. Инструкции: В жаркой стране Африке долго не было дождей. Без них совсем трудно: и растениям, и животным. Когда на небе появятся молнии, пойдёт дождь. Произнеси слова правильно, и мы сможем нарисовать молнии.«Щенок Рим» На листе изображения собаки и щенка и косточка на нитке. При отработке произношения ребёнок передвигает косточку, «угощая» собаку (при произношении твёрдого звука р) или щенка (при произнесении мягкого звука рь). При отработке других групп звуков поменять клички щенку и собаке. Инструкции: щенок Рим проголодался. Угости его косточкой. Рим так аппетитно хрустел косточкой, что это услышал пёс Ром. Он тоже хочет полакомиться. Услышишь в слове звук Р – угощаешь Рома, звук РЬ – Рима.«Жук» На листе изображение жука. Во время произношения ребёнок рисует круги на крыльях жука, «украшая» его. Инструкции: жил-был жук, летал с травки на травку и жужжал свои песенки. Но пошёл сильный дождь и смыл у жука «нарядный костюм». Загрустил жук. Давай ему поможем. Говори правильно слова и рисуй жуку на спинке кружочки.«Бабочка» Игра может использоваться в процессе работы над любой группой звуков. Принцип то же, что и в игре «Жук».«Ёжик» На листе изображение ёжика без иголок. После произношения слога, слова ребёнок подрисовывает ёжику иголки. Инструкции: Однажды ёжик заболел: у него осыпались все иголки. Сидит ёжик под кустом и вздыхает (ш-ш-ш). Нужно вылечить ёжика и вернуть его иголки. Вспомни и произнеси слова со звуком ш, тогда у ёжика вырастут новые иголочки. При дифференциации логопед произносит слова со смешиваемыми звуками, ребёнок повторяет слово только со звуком ш, подрисовывая после этого ёжику иголки.«Шарики» На листе вразброс изображены воздушные шары синего и зелёного цвета без ниточек. Произнося слова, слоги с отрабатываемым звуком, ребёнок подрисовывает к шарикам ниточки. Инструкции: Детям на праздник подарили воздушные шарики, но у них оборвались ниточки. «Привяжи» ниточки к шарикам, чтобы они не улетели. Ниточки на шариках будут держаться крепко, если ты правильно произнесёшь звук. При дифференциации Ш-Щ ниточки «привязывают» к синим или зелёным шарам.«Починим кран» На листе изображён кран. По файлу нарисованы капли воды, «вытекающие» из крана. После правильно произносимых слов капли, нарисованные на файле, стираются. Инструкции: Дома поломался кран. Из крана бежит вода: с-а, с-ы, с-о, с-у и мешает маме спать. Почини кран, чтобы вода не капала, и мама могла отдохнуть.«Цыплёнок» На листе изображён цыплёнок. Во время произношения слов или слогов ребёнок «кормит» цыплёнка, рисуя на листе «зёрнышки». Обратный ход игры: ребёнок стирает «зёрнышки», показывая, сколько склевал цыплёнок. Инструкции: Первый вариант: Цыплёнка Цыпу пора кормить, позови его: цып-цып-цып. Насыпь ему зёрнышек со словами, в которых есть звук Ц. Второй вариант: Цыпа быстро склюёт зёрнышки, если услышит в словах звук Ц.«Рыбалка» В «аквариуме» «плавают» рыбки, к которым прикреплены буквы. С помощью удочки с магнитиком ребёнок вытаскивает «рыбку» и на данный звук подбирает слова. Поймав «рыбок» – слова (рыбку с картинкой), дети учатся не только правильно произносить слово с автоматизируемым звуком, но и делить его на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы: «Кто это? Что это?», образовывать множественное число и т.п.«Построй домик» из кирпичиков, на которых предметные картинки с заданным звуком и со звуками близкими ему по артикуляции, позволяет проводить одновременно с автоматизацией заданного звука его дифференциацию с другими звуками. Ведь нужно выбирать только кирпичики с нужным звуком и объяснить, почему другие кирпичики не пригодились.Через несколько занятий детям уже легче сказать звук правильно, если он первый в слове или последний, а вот если он в середине слова – это трудно, так как дети с нарушенным фонематическим восприятием не всегда точно представляют, где находится нужный слог.Автоматизация звука в предложениях«Живые предложения»Дети становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными» (согласованными), в конце предложения нужно ставить знак – точку, восклицательный или вопросительный знаки. Дети запоминают жестовый показ знаков: сжатый кулачок – точка, на кулачок ставится прямая рука – восклицательный знак, на кулачок ставится рука, изогнутая в форме вопроса – вопросительный знак.Автоматизация звука в связной и самостоятельной речиНа последнем этапе автоматизации звука используются различные пересказы, составлении рассказов по картине или по серии картин. Эти задания довольно утомительны для ребёнка, поэтому, чтобы вызвать интерес, можно использовать пересказы и рассказы с фигурками на магнитной доске, придумывание сказок и их разыгрывание и др.Все игры нацелены на то, чтобы поддерживать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, стать основой для установления контакта с трудными детьми, а значит, будут способствовать достижению наибольшего эффекта в коррекции произношения звуков.Для успешного результата конечно важным является взаимодействие с воспитателями и родителями. Одним из условий развития правильной речи детей выступает правильная, образная речь родителей, которая должна быть образцом для ребёнка. Каждое слово родителей должно быть значимым, помогать ребёнку познавать окружающий мир и осваивать язык. Активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей – залог успеха в этой работе.Начиная работу с родителями необходимо объяснить им, что их участие в речевом развитии ребёнка должно быть не разовым, а систематизированным. Если родители не будут выполнять данных им рекомендаций, то нарушится целостность педагогического процесса, вследствие чего страдает ребёнок.Углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приёмов при содействии родителей и воспитателей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес детей к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и качество их подготовки к школе.
