Публикации Исследуем и познаем, или еще о детском экспериментировании. (организация познавательно-исследовательской деятельности)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследуем и познаем, или еще о детском экспериментировании. (организация познавательно-исследовательской деятельности)
Автор: Сорокина Ольга Николаевна

Исследуем и познаем, или еще о детском экспериментировании.(организация познавательно-исследовательской деятельности)МБДОУ детский сад «Дюймовочка» город Сорск Республика ХакасияСорокина Ольга Николаевна воспитатель 1категории Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Ознакомление с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже он познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на них. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства. Необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой - создание предметно-развивающей среды. В нашей группе находится специальный уголок со всем необходимым оборудованием. Мы постоянно обновляем его в соответствии с возрастной категорией детей. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, мы обратили внимание на замечательное средство интеллектуального развития - детское экспериментирование. С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, становятся объектом наблюдений. И чтобы ребенок как можно лучше познал мир, в нашей группе ведется работа по экспериментальной деятельности.. Наша задача - на отдельных темах, наблюдениях сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, т.е. упорядочивать свои представления о мире. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, прогулку, сон. Известный психолог П.П. Блонский писал: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием, мы проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, тенью, магнитом, фруктами. Обычно на вопрос, как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов мы проводим ряд опытов: «Воздух повсюду», «Воздух работает», «Узнай по запаху». Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, незаметный, нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку. Продолжаем знакомить детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе экспериментируем с песком, играя в игры «Цветной песок», «Чьи следы», «Влажный песок», «Волшебное сито», «Песочная страна», «Рисуем песком». Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даем возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы. Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей. Используем опыты: «Вода принимает форму», «Прозрачная вода», «Замерзшая вода», «Разноцветные шарики», «Водяная мельница», «Звенящая вода», «Что растворяется в воде», «Фонтанчики» и т.д. Рассказываем и показываем, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, как человек ее использует, как вода работает на человека. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открыть, изучить -- значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - само выражаться. Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. В поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Ведем целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организуем учебный процесс по модели личностно ориентированного взаимодействия, согласно которой ребенок является не объектом обучения, а субъектом образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репро- дуктивным путем. Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игру. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом совсем неважно, открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В заключение хочется процитировать замечательное стихотворение С. Маршака:Он взрослых изводил вопросом «Почему?».Его прозвали «Маленький философ».Но только он подрос, как начали емуПреподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не задает вопросов «Почему?».
-