Публикации Проект по экспериментированию во второй младшей группе "Маленькие исследователи"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект по экспериментированию во второй младшей группе "Маленькие исследователи"
Автор: Виктория Ивановна Сапко

Краткосрочный исследовательско- творческий проект во второй младшей группе «Маленькие исследователи» Паспорт проекта1. Вид проекта: исследовательско – творческий.2. Продолжительность: краткосрочный, 3 недели 3. Автор проектаапко В.И...4. Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель  Актуальность темы: Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и беречь природу - вот основная задача педагога. Ознакомление детей с природой необходимо начать с первых шагов по родной земле, так как это является важным средством всестороннего развития ребенка.. Всем известно, что маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых, немало таких, как: «Почему осенью идёт дождь, а зимой – снег?», «Почему вода жидкая?», «Почему лед твердый?» и т.д. Те взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребёнка, совершают непоправимое: они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие. Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость , чтобы число таких вопросов росло. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить программный материал, развить познавательно – исследовательские возможности детей. А так же, способствует возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать простейшие обобщения. Цель проекта: развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами ,создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования экологической культуры и развития познавательного интереса детей. Задачи проекта:- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.- развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.- формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.- развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.                                                                                     Развивать умение детей решать проблемные задачи..                                              - учить объяснять наблюдаемое.Предполагаемый результат:- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность; Продукт проектной деятельности: альбом «Опыты по экологии», картотека опытов. План реализации проекта во второй младшей группе Подготовительный этап проекта :                                                                                    1.Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.                     2. Пополнить развивающую среду:                                                                                  3. подбор литературы по теме.                                                                                      4 Создание экспериментальной лаборатории в группе;5. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.6 Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.7 Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.8. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.9. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы. Исследовательский этап проектаПлан занятий по опытно-экспериментальной деятельностиОпыт № 1«Вода жидкая». Формировать знания детей о том, что вода жидкая, прозрачная, льется, капает и может принять форму сосуда, в который ее наливают.Опыт № 2«Чем пахнет вода». Формировать знания детей о том, что вода не имеет запаха; вода может пахнуть, если в ней растворить вещества.Опыт № 3«Какой у воды вкус». Дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус растворённых в ней веществ. Развивать вкусовые ощущения.Опыт № 4«Теплая и холодная вода». Развивать тактильные ощущения - учить детей различать холодную и горячую воду, правильно обозначать это словами.Опыт № 5«Как вода меняет цвет». Познакомить с процессом растворения краски в воде; развивать наблюдательность, сообразительность.Опыт № 6«Вода может быть твердой». Познакомить детей с объектами неживой природы (лед, снег) и их свойствами (тает в тепле и превращается в воду).Опыт № 7«Соберем водичку». Познакомить детей с тем, что воду можно собрать губкой.Картотека опытовОбразовательная деятельность в режимных моментах в соответствии с образовательными областямиУтро
  • рассматривание иллюстраций, книг о воде (иллюстрации речки, моря, дождя, предметных картинок с сюжетами использованием воды);
  • обсуждение проблемных ситуаций из личного опыта детей («Что нужно делать когда идет дождь?», «Почему нельзя ходить по лужам?», «Что оденем в дождик?»);
  • конструирование из пластилина (узкие и широкие ручеек, речка, мостик);
  • наблюдение за природными явлениями, связанными с водой;
  • речевое общение «Значение воды в жизни человека, животных, растений»;
  • Завтрак, обед, полдникВоспитание культурно-гигиенических навыков - обогащение представления детей о процессе приготовления пищи, мытье посуды (что нужно сделать, что бы посуда была чистой);
  • наблюдение за трудом няни (няня моет посуду, пол, игрушки);
  • обогащение представления детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям («Водичка, водичка, умой мое личико…» и т.д.);
  • мытьё рук до и после еды, после прихода с улицы и т.п.;
  • мыть лицо, пользоваться полотенцем, быть опрятным, замечать погрешности в одежде);
  • игровая ситуация «Маша умывается»;
  • разговор о пользе различных напитков (соки, компот, простая вода);
  • ситуативные беседы о значимости воды для человека (приготовление пищи, мытьё посуды и т.п.).
  • Прогулка:
  • наблюдения за лужами, дождем;
  • наблюдения за птицами, пьющими воду из лужи;
  • подвижные игры «Через ручеек», «Птички в гнездышках», «Солнышко и дождик», «Убеги от дождя», «Пройди по мостику»;
  • обсуждение ситуаций с детьми («Почему в дождливую погоду мы не берём на прогулку книги, мягкие игрушки?»);
  • пускание корабликов по ручейкам;
  • упражнения на развитие основных движений.
  • Вечер:
  • прослушивание музыкальных произведений и звуков природы («Звуки дождя», «Шум моря», «Шум водопада, «Звон веселого ручейка»);
  • чтение произведений К.Чуковский «Мойдодыр», А.Босев «Дождь». З.Александрова «Купание», В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», А.Барто «Девочка чумазая», В.Бианки «Купание медвежат», А.Н.Рыжова «Как люди речку обидели», Л.Воронкова «Снег идет», Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»;
  • чтение потешек: «Дождик, дождик пуще»; «Водичка, водичка»;
  • дидактические игры: «Купание куклы», «Кораблик», «Тонет-плавает»;
  • игры - забавы: «Пускание мыльных пузырей»;
  • игры с водой - пускание резиновых уточек, бумажных корабликов, заводных игрушек для купания- наблюдение за ними; предложить сделать волны, ветер;
  • трудовые поручения: уход за комнатными растениями (протереть листья у цветов, полить их); мытьё игрушек;
  • ситуативный разговор «Зачем беречь воду»;
  • самостоятельная изо-деятельность (рисование штрихов, мазков, пятен);
  • сюжетно-ролевые игры «Постираем Ире платье», «Дальнее плавание» и др.;
  • вечерняя прогулка - наблюдения за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что стало?»);
  • игры-обсуждения «Зачем нужен зонт, сапожки?»;
  • беседы о свойствах и значении воды.
  • Вывод: по итогам проведенной экспериментально-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебная водичка» были реализованы все поставленные задачи, и, соответственно, достигнута цель - сформированы познавательные способностей детей, через опытно-экспериментальную деятельность. Для лучшего усвоения материала о воде проведены закрепляющие занятия, а также спустя 2 недели был проведен контроль запоминания изученной информации, на основании которого было подтверждено заключение о том, что экспериментально-исследовательская деятельность эффективна в усвоении информации младшими дошкольниками. Литература:1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина О.В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. .: АРКТИ,2008. – 64 с.
    -