Публикации Презентация к уроку

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Презентация к уроку
Автор: Шестакова Маргарита Юрьевна

Тема: «Мультимедийная презентация на уроках истории и обществознания как средство повышения познавательной активности обучающихся» Перед учителем всегда стоит проблема: как разнообразить урок так, чтобы он стал интересен и познавателен для учащихся. В наш информационный век большое влияние на обучение и воспитание ребенка, его восприятие окружающего мира оказывает мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров. Поэтому перед системой образования стоит актуальная задача научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в познавательной и практической деятельности огромные массивы информации. Психологами установлено, что человек запоминает и усваивает: 10% того, что читает20% того, что слышит30% того, что видит50% того, что видит и слышит80% того, что говорит90% того, что говорит и делает. В связи с этим использование мультимедийных ИКТ на уроках истории и обществознания способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память, а также позволяет в интересной форме работать с терминами, понятиями, анимированными картами, видеть исторический материал в видеороликах и на фотографиях и закреплять его, что способствует систематизации знаний. Интерактивные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения: как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного; как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков; как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы На этапе изучения нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно подать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, использовать влияние на все виды памяти. На этапе закрепления и контроля возможно использование электронных тестовых заданий, которые позволяют оценить знания ученика не только учителем, но и им самим. Кроме того, у учащихся появляется возможность стать участниками сетевых викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах. Проблема использования наглядности на уроках истории является "вечной", ибо дети при изучении далекого прошлого имеют дело с объектами, которые в большинстве своем можно только представить или вообразить в своем первозданном виде. С течением времени школы утратили старые пособия, и сегодня не имеют возможности приобрести новые, ввиду их отсутствия, старые методические разработки по наглядности уже потеряли свою актуальность. Учитель истории сегодня должен руководствоваться "подручными" средствами (иллюстрациями в учебниках, картами в атласах, меловыми схемами на доске) и самостоятельно изготавливать объемные наглядные пособия. В современное время отличным инструментом для решения проблемы наглядности и повышения восприятия учащимися изучаемой информации становится мультимедийная презентация. При изучении истории она становится важным средством визуализации, и собственно представления информации. Современные учебные презентации это уже не просто набор слайдов с картинками и текстом. Наибольшего эффекта можно добиться, создавая интерактивные презентации, с использование многочисленных технических средств (триггеры, гиперссылки, анимированные указки и т.п.). Все презентации, используемые на уроках можно свести к трем основным типам. Во-первых, это компьютерный диафильм с использованием анимации, во-вторых, презентации для уроков обобщения и повторения, в-третьих, простые презентации с показом информации в виде текста, рисунков, фотографий и видеофрагментов К преимуществам использования презентаций можно отнести следующее: 1. Преподаватель сам конструирует урок;2. Появляется возможность использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудиофрагменты и т.д.);3. Позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране;4. Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.5. Урок становится более ярким и «живым». В своей работе я использую презентации на уроках изучения нового материала. За время работы в школе мною разработаны и накоплены как целые системы уроков, то есть, начиная с первого урока и до последнего, так и отдельные мультимедийные презентации. Например, по разделу «Древний Египет», «Древняя Греция», «Политическая сфера жизни общества», «Духовная сфера жизни общества», «Правонарушения» и т.д. Опыт работы показывает, что целесообразно использовать данную модель информатизации на уроке не более 10-15 мин., что связано с утомляемостью обучающихся. Если презентация используется на всем протяжении урока, т.е. является его основой, то ее необходимо сочетать с другими формами работы. На уроках повторительно-обобщающего типа я использую метод интерактивных игр, когда составляются презентации по типу «Своей игры». Такая форма организации урока позволяет охватить большой по объему изученный материал, включать различного рода иллюстрации, фрагменты карт, фото и виде материалы, элементы анимации и звукового сопровождения. Мною разработано несколько таких игр: «Крещение Руси», «Путешествие в Древний Египет», «По страницам истории Древнего Рима», «Средневековое путешествие», «Наш край», «Культура России», «Петровская Россия», «Чудеса света», «Из истории образования». В начале урока ученики знакомятся с правилами «Своей игры»: в игре участвуют несколько команд произвольной численности, которые пользуясь приведенной выше схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость. Право ответа на первый принадлежит команде, выигравшей жребий. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если команда дала неправильный ответ, то право ответа переходит к другим командам. В конце урока определяется победитель. Чередование текстового и иллюстративного наполнения способствует более эмоциональному восприятию темы и запоминанию исторических событий. Яркий цвет шрифта и анимационные эффекты выделяют из контекста ключевые даты и события, которые школьникам необходимо прочно запомнить. Эффективность использования подобных презентаций подтверждается в результатах анкетирования, которое проводилось среди учащихся с целью изучения роли данного образовательного ресурса в проведении уроков. Ученики считают, что уроки с использованием мультимедийных презентаций заинтересовывают их в теме урока, привлекают сменой видов деятельности и наглядностью; что именно уроки с использованием мультимедийных презентаций подтолкнули их к началу проектной деятельности и работе в научном обществе учащихся, помогли им овладеть навыками грамотного поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта, созданного в результате (будь то презентация, доклад и т.д.). Таким образом, использование мультимедийных презентаций на уроках помогает учителю повышать как уровень восприятия детьми новой информации, так и их мотивацию к обучению, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных задач: психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися; возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет общий кругозор детей; повышает успеваемость и улучшает дисциплину на уроке; способствует более полному усвоению теоретического материала; способствует формированию умения кратко и четко формулировать свою точку зрения; повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке. Использование мультимедийных технологий облегчает процесс усвоения и запоминания, позволяет сделать урок более динамичным и интересным, ИКТ позволяет стимулировать познавательный интерес к предмету, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельность учащегося.
-